Quite Contrary
"Годами я ждал в надежде получить весточку от Шута. И когда послание наконец нашло меня, я его пропустил".
(с) ФитцЧивелри Видящий
Именно на этих строках, в конце второй главы, я наконец до конца поверила, что у меня в руках не просто книга из цикла саги об Элдерлингах, а что эта книга - первая в "Трилогии о Фитце и Шуте". Что это - продолжение их истории. Потому что именно тут вернулось такое забытое, но знакомое желание огреть Фитца по макушке колотушкой.
читать дальше
"Люди любят тебя намного сильнее, чем ты того заслуживаешь, Том Баджерлок. А ты отказываешься верить, что они любят тебя хоть капельку. <...> И я одна из этих людей". (Мастер Силы Неттл)
Фитц
Мне понравился Фитц в этой книге. Понравился тот, каким он стал. Понравилось, как отличается эта книга от предыдущих шести, рассказанных человеком, лишенным способности радоваться. Этот рассказ - другой. Фитц все тот же любитель покупаться в жалости к себе. Но он наконец-то помудрел настолько, чтобы самому замечать это (в отсутствие Ночного Волка и Шута пришлось взрослеть, видимо).
Просто наблюдения:
- Фитц не употребляет по отношению к себе определений "счастливый" (happy), "радостный" (glad), "довольный" (pleased), - только "content" (умиротворенный/наполненный). В отношении других - да, он может использовать другие слова, но тоже чаще всего звучит именно content.
- таки Фитц не стареет; как в предыдущую долгую разлуку с Шутом были законсервированы его чувства, так в эту оказался "законсервирован" его внешний вид - и это не подогревающее изнутри чувство мести, как у мастера Силы Кеттл, не тщеславное желание насладиться жизнью на виду у всех, как у Чейда; это - побочный эффект, случайный дар людей, любивших его и не позволивших умереть; и просто интересно, как это будет обыграно дальше
- даже после многих лет скитаний и после десяти с лишним лет счастливой жизни с Молли он своим домом по-прежнему называет Баккип, когда возвращается туда даже ненадолго, чтобы излечить Чейда
- "Я описывал свою жизнь, как если бы она была сказкой, в которой я ищу свое "жили долго и счастливо". Или хотя бы ощущение этого". При всем моем непростом отношении к финалу "Судьбы Шута" в этой книге я поняла, что благодарна автору за подаренные Фитцу четверть века безоблачно счастливой и спокойной жизни - жизни без интриг, тревог, страха, жизни сытой и мирной, рядом с женщиной, которую он любил до последнего ее вздоха; в этом свете Молли даже не раздражала (вернее, раздражала, но опосредованно и единожды - когда из-за мыслей о ней Фитц прохлопал послание от Шута)
- кстати о послании: хваленая наблюдательность убийцы подводит Фитца, как только дело прямо или косвенно касается Шута; в этой книге было три таких момента, когда Фитц оказывался непростительно слеп и глух: первый - как раз послание Шута, об ухмылке с порога которого он так мечтал, - мечтал, как же, и поэтому ничто не тренькнуло и не брякнуло в голове, когда ему сказали о неестественно бледном посланнике, настаивающем на встрече именно с Фитцем, но не знающем толком, как тот выглядит, и не сложилось 2 и 2, когда такие же бледные преследователи оказались несуществующими для Дара, как не был ощущаем через Дар Шут; второй и третий моменты касаются дочери Фитца, поэтому о них - позже
- мне понравилось, что Фитц тут озвучил лежащий таки на поверхности вопрос на тему, зачем нужно было возвращать драконов, от которых больше убытка, чем пользы; но потом он добавляет, что Шут был уверен в необходимости их возвращения, а значит, оно было зачем-то нужно, и вот эта его непоколебимая вера в своего друга мне тоже понравилась
"Я умоляла его, даже на колени вставала, послать за мальчиком, но он отказывается <...> За всю нашу совместную жизнь у нас не было других крупных ссор, кроме этой". (Из личного дневника леди Пейшенс)
Пейшенс и Чивелри
Для меня всегда диссонансом звучало существование Фитца и постоянно подчеркивающаяся любовь Чивелри к Пейшенс. И только здесь до черепашки дошло, что с Пейшенс-то принц познакомился много позже своей "любви" с горянкой на сеновале, - и то потому, что было указано черным по белому: "...она попрекает меня моей изменой ей, случившейся до нашего знакомства..." (Из письма Чивелри Барричу)
И я думала, что мое уважение к Пейшенс не способно стать еще больше. Зря. Стоило прочитать ее воспоминания о времени, когда она Фитца еще даже не знала, но упрашивала мужа, чтобы тот взял его жить вместе с ними, - прочитать и понять, какое большое сердце было у этой женщины.
Ее смерть... Было грустно. Но еще и очень светло, потому что она увидела пришедшего за ней Чивелри, памяти которого была верна намного дольше, чем прожила бок о бок. Светло, потому что в этом мире мертвые ждут тех, кого любили, на той стороне.
"- Бренди с Фитцем. У очага. В чистой одежде. С едой. Еще только разочек, и можно умирать счастливым.
- Соглашаюсь со всеми пунктами, кроме смерти".
(из одного ночного разговора)
Фитц и Шут
Шут, отсутствовавший на страницах как персонаж, все равно то и дело проглядывал между строк, потому что Фитц постоянно думал о нем.
"Белый мерцал на контрасте с черным, как зимний наряд шута". И эта фраза идет вторым предложением в первой же главе, даже Молли появляется позже.
"Если бы можно было вернуть моего волка, то да, жизнь стала бы намного приятнее. Если бы можно было открыть дверь и обнаружить на пороге ухмыляющегося Шута, то ничего другого от жизни я бы уже просто не просил".
"...наше незавершенное расставание оставило рану, с годами эта рана превратилась в шрам, который ноет, напоминая о себе, с каждой сменой сезонов".
"Я думал, что принял нашу разлуку, что перестал скучать по нему. Но чем глубже погружалась Молли в свое безумие, тем острее мне не хватало его". (Довольно странное признание, к слову.)
"Этого человека я любил так, как не любил никого другого", - сказал Фитц своей дочери, и уже одно это показывает, насколько он изменился. Одно дело думать так и доверять свои мысли бумаге, и совершенно другое - сказать вслух своему ребенку.
"Ты не был воином, однако я никогда не чувствовал себя защищеннее, чем в моменты, когда ты прикрывал мою спину. Но я признаю, что и ранил ты меня, как мало кто способен. Ты отправил письмо Джофрон? Но не мне? Пришли ты мне всего лишь одну записку за все эти годы, и я хотя бы знал адрес, куда мог бы отправлять эти бестолковые словоизлияния. Я бы отправлял их с посланником или птицей и представлял, как в далеком далеке однажды ты получишь их и подумаешь обо мне". Отчего-то самым болезненным оказалось читать именно эти не отосланные послания Фитца Любимому - и это, и то, в котором он говорит, что в присутствии Шута всегда ощущал покой...
"Само имя твоего рода - это будущее, которое протягивает к вам руку и называет вас тем именем, которое когда-нибудь заслужит ваш дом. Видящие". (Шут - Фитцу в "Королевском Убийце")
Пчелка
Не знаю, читала ли Робин Хобб сказку Анатоля Франса о маленькой принцессе Пчелке, но младшую дочь Фитца мне нравится про себя называть именно Пчелкой, а не Би.
Тут впору вспомнить про второй и третий моменты слепоты и глухоты Фитца: второй - он не увидел в ней схожести с Шутом, несмотря на все странности ее рождения, взросления и очень четкие предсказания, которыми она с ним делилась; третий - он не понял, что она и есть тот самый Нежданный Сын, хотя свиток с предсказанием читал и перечитывал, сидя рядом с ней, а первые строчки - просто один в один описывают их ситуацию, если изменить всего лишь одно слово - "сын". А как человек, занимавшийся переводами, Фитц должен был бы знать, что тот, кто в переводе значится сыном, в оригинале мог быть просто ребенком, наследником или просто словом без конкретной привязки к полу - как английское sibling, к примеру.
"Когда никто не будет ждать, когда умрет надежда, а Белый Пророк исчезнет, - там, где его не найти, обнаружится Нежданный Сын. Отец не узнает его, и без матери он будет расти" (пророчество о Нежданном Сыне).
Как только стало понятно, что Молли на самом деле беременна, что ее беременность длилась годами, а Пчелка растет очень медленно, я не могла понять, как Фитц может не думать о Шуте, говорившем, что он намного старше того возраста, на который выглядит.
"Как ожившая кукла", - описал он своего младенца, а мне почему-то вспомнилась та кукла в колыбели, которую Фитц в детстве нашел в комнате Шута.
И его сон, в котором дети слуг закидывали Шута камнями, и который не был воспоминанием, - ведь на самом-то деле ему снилась Пчелка, которой его сон придал облик Шута.
У Шута было двое отцов. У Пчелки, получается, что три: Фитц - ее отец по крови, Ночной Волк, ее Отец-Волк, являющийся, когда ей очень страшно, чтобы успокоить и помочь советом, и которого она видела иногда в глазах Фитца, и Шут. "Его сын и одновременно с тем - не его. Белый-полукровка". Каким-то образом, как-то (возможно, когда они обменивались телами) с Фитцем осталась часть Шута. Та часть, без которой Шут перестал видеть перекрестки тысячи путей. Та часть, которая возродилась в Пчелке. Во всяком случае, пока что я все это вижу именно так.
Пчелка - способная слышать общение через Силу и Дар (не испытывая при этом тяги связать себя с каким-либо животным), общающаяся с умершим задолго до ее рождения Ночным Волком и, возможно, умеющая иногда читать мысли (как в эпизоде, когда Риддл думал о подарке для Неттл) - она больше, чем Белый Пророк. Возможно, она и есть та самая Видящая, о которой Шут когда-то говорил Фитцу. Та, ради которой их род и был так прозван "авансом", а Шут чувствовал, что непременно должен этот род защищать.
Сама книга получилась довольно неторопливой и малособытийной для своих почти семисот страниц: львиная часть действия разворачивается вокруг и внутри поместья Ивовый Лес, лишь пару раз ненадолго покидая его пределы. И самое ценное в книге - то, как прописаны отношения Фитца с младшей дочерью. То, как Пчелка снова и снова уверяется, что отец всегда примет ее сторону, и чувствует его всепоглощающую любовь к ней.
Оттого самыми тревожными прозвучали последние строчки ее рассказа: как будто ее зомбировали, подменили другой девочкой, с готовностью говорящей самой себе, что она принадлежит к племени тех, кто только что убивал дорогих ей людей.
И я не буду в очередной раз диспутировать на тему пола Шута (пока автор не укажет иначе, для меня он так и будет существом без определенного пола - ни мужчиной, ни женщиной, а тем и тем вместе), просто было довольно любопытно отметить несколько мест в книге, в которых затрагивалось мужское-женское:
- рассказывая о том, кто такие Белые Пророки, Фитц зачем-то вспоминает Са, хотя, казалось бы, какая разница, что в тот момент думал Фитц-мальчик, недоумевающий, почему Чейда, не проявляющего интереса к религиям, вдруг заинтересовала эта, о Белых Пророках?
"Когда Чейд начал показывать мне исследования, касающиеся Белых Пророков, я поначалу относился к ним как к еще одной религии из диковинных мест. Наши поверья об Эле и Эде я хорошо понимал. Эл, бог моря, был безжалостным и требовательным богом, которого лучше не злить. Эда, богиня полей и пастбищ, была щедрой и любящей, как мать. Но Чейд не воспитывал меня в почтении даже к этим богам Шести Герцогств, не говоря уже о Са, двуликом и двуполом боге Джамейлии. Поэтому его увлеченность легендой о Белом Пророке озадачивала меня".
- Пчелка была удивлена, что под плащом-бабочкой обнаружилась женщина, а не мужчина, потому что в ее видениях это был мужчина
- саму Пчелку то и дело принимали за мальчика
- но, конечно, и Шут, даже в предсмертном состоянии отказавшийся оголяться перед Фитцем, вцепившись в ворот своей нательной рубашки, и ванну согласившийся принимать только в одиночестве
"Когда пчела на землю упадет, вернется бабочка и все перевернет" (предсказание Пчелки Видящей)
Шут
Честно говоря, я уже совсем уверилась, что Шут в этой книге не появится, когда Пчелка обняла старого слепого бродягу. Не узнать его в этот момент было невозможно. Сложнее - поверить, что с ним сотворила автор.
Его слова о смерти звучат тем более страшно, что он лишен способности видеть будущее. То есть это - просто знание об истощающихся резервах собственного тела. Возможно, у Фитца и получится снова изменить судьбу Шута. А возможно, они уйдут туда, куда рано или поздно пора уходить героям любой легенды.
"Этот сон я люблю больше всего. Он приходил ко мне лишь однажды. После я старалась его вернуть, но тщетно.
Два бегущих волка.
И все. Они бегут, освещаемые луной, через поросший травой холм по направлению к дубовой роще. Заросли подлеска не замедляют их бега. Они не охотятся [Тут еще можно вспомнить диалог Фитца и Ночного Волка из этой книги: "Только во время охоты ты чувствуешь себя по-настоящему живым. - А я живой", - а эти волки из сна не охотятся]. Они просто бегут, наслаждаясь тем, как растягиваются их мышцы, а прохладный воздух врывается в их распахнутые пасти. Они ничего и никому не должны. Нет ни забот, ни обязанностей, ни короля. У них есть ночь и бег, и им этого достаточно.
Я мечтаю почувствовать себя настолько же цельной". (Из дневника снов Пчелки Видящей)
Один из этих волков наверняка пепельно-серый, каким она видела в своих снах Фитца, а другой - черно-серебряный, каким она видела Шута. Если бы не оговорка про отсутствие долга и короля, я бы сомневалась, думая, что один из них может быть Ночным Волком, но у него короля и долга перед ним и не было никогда.
Плюс, комментарий по поводу цельности напомнил одно наблюдение Ночного Волка, когда спустя годы разлуки у порога их хижины появился золотой Шут: "Мы едины". Это чувство единения и завершенности принес им именно Шут.
В том их разговоре из "Миссии Шута" мне нравится еще один момент в контексте прощального "Я никогда не был мудр":
"- Это не было бы мудро, - мой язык плохо меня слушался.
- А Шуту полагается быть мудрым?"
И не зря здесь впервые за семь книг повествование велось не только от лица Фитца, а было поделено между ним и Пчелкой. Ведь если Фитцу пора будет уйти, должен остаться кто-то, кто расскажет об этом.
(с) ФитцЧивелри Видящий
Именно на этих строках, в конце второй главы, я наконец до конца поверила, что у меня в руках не просто книга из цикла саги об Элдерлингах, а что эта книга - первая в "Трилогии о Фитце и Шуте". Что это - продолжение их истории. Потому что именно тут вернулось такое забытое, но знакомое желание огреть Фитца по макушке колотушкой.
читать дальше
"Люди любят тебя намного сильнее, чем ты того заслуживаешь, Том Баджерлок. А ты отказываешься верить, что они любят тебя хоть капельку. <...> И я одна из этих людей". (Мастер Силы Неттл)
Фитц
Мне понравился Фитц в этой книге. Понравился тот, каким он стал. Понравилось, как отличается эта книга от предыдущих шести, рассказанных человеком, лишенным способности радоваться. Этот рассказ - другой. Фитц все тот же любитель покупаться в жалости к себе. Но он наконец-то помудрел настолько, чтобы самому замечать это (в отсутствие Ночного Волка и Шута пришлось взрослеть, видимо).
Просто наблюдения:
- Фитц не употребляет по отношению к себе определений "счастливый" (happy), "радостный" (glad), "довольный" (pleased), - только "content" (умиротворенный/наполненный). В отношении других - да, он может использовать другие слова, но тоже чаще всего звучит именно content.
- таки Фитц не стареет; как в предыдущую долгую разлуку с Шутом были законсервированы его чувства, так в эту оказался "законсервирован" его внешний вид - и это не подогревающее изнутри чувство мести, как у мастера Силы Кеттл, не тщеславное желание насладиться жизнью на виду у всех, как у Чейда; это - побочный эффект, случайный дар людей, любивших его и не позволивших умереть; и просто интересно, как это будет обыграно дальше
- даже после многих лет скитаний и после десяти с лишним лет счастливой жизни с Молли он своим домом по-прежнему называет Баккип, когда возвращается туда даже ненадолго, чтобы излечить Чейда
- "Я описывал свою жизнь, как если бы она была сказкой, в которой я ищу свое "жили долго и счастливо". Или хотя бы ощущение этого". При всем моем непростом отношении к финалу "Судьбы Шута" в этой книге я поняла, что благодарна автору за подаренные Фитцу четверть века безоблачно счастливой и спокойной жизни - жизни без интриг, тревог, страха, жизни сытой и мирной, рядом с женщиной, которую он любил до последнего ее вздоха; в этом свете Молли даже не раздражала (вернее, раздражала, но опосредованно и единожды - когда из-за мыслей о ней Фитц прохлопал послание от Шута)
- кстати о послании: хваленая наблюдательность убийцы подводит Фитца, как только дело прямо или косвенно касается Шута; в этой книге было три таких момента, когда Фитц оказывался непростительно слеп и глух: первый - как раз послание Шута, об ухмылке с порога которого он так мечтал, - мечтал, как же, и поэтому ничто не тренькнуло и не брякнуло в голове, когда ему сказали о неестественно бледном посланнике, настаивающем на встрече именно с Фитцем, но не знающем толком, как тот выглядит, и не сложилось 2 и 2, когда такие же бледные преследователи оказались несуществующими для Дара, как не был ощущаем через Дар Шут; второй и третий моменты касаются дочери Фитца, поэтому о них - позже
- мне понравилось, что Фитц тут озвучил лежащий таки на поверхности вопрос на тему, зачем нужно было возвращать драконов, от которых больше убытка, чем пользы; но потом он добавляет, что Шут был уверен в необходимости их возвращения, а значит, оно было зачем-то нужно, и вот эта его непоколебимая вера в своего друга мне тоже понравилась
"Я умоляла его, даже на колени вставала, послать за мальчиком, но он отказывается <...> За всю нашу совместную жизнь у нас не было других крупных ссор, кроме этой". (Из личного дневника леди Пейшенс)
Пейшенс и Чивелри
Для меня всегда диссонансом звучало существование Фитца и постоянно подчеркивающаяся любовь Чивелри к Пейшенс. И только здесь до черепашки дошло, что с Пейшенс-то принц познакомился много позже своей "любви" с горянкой на сеновале, - и то потому, что было указано черным по белому: "...она попрекает меня моей изменой ей, случившейся до нашего знакомства..." (Из письма Чивелри Барричу)
И я думала, что мое уважение к Пейшенс не способно стать еще больше. Зря. Стоило прочитать ее воспоминания о времени, когда она Фитца еще даже не знала, но упрашивала мужа, чтобы тот взял его жить вместе с ними, - прочитать и понять, какое большое сердце было у этой женщины.
Ее смерть... Было грустно. Но еще и очень светло, потому что она увидела пришедшего за ней Чивелри, памяти которого была верна намного дольше, чем прожила бок о бок. Светло, потому что в этом мире мертвые ждут тех, кого любили, на той стороне.
"- Бренди с Фитцем. У очага. В чистой одежде. С едой. Еще только разочек, и можно умирать счастливым.
- Соглашаюсь со всеми пунктами, кроме смерти".
(из одного ночного разговора)
Фитц и Шут
Шут, отсутствовавший на страницах как персонаж, все равно то и дело проглядывал между строк, потому что Фитц постоянно думал о нем.
"Белый мерцал на контрасте с черным, как зимний наряд шута". И эта фраза идет вторым предложением в первой же главе, даже Молли появляется позже.
"Если бы можно было вернуть моего волка, то да, жизнь стала бы намного приятнее. Если бы можно было открыть дверь и обнаружить на пороге ухмыляющегося Шута, то ничего другого от жизни я бы уже просто не просил".
"...наше незавершенное расставание оставило рану, с годами эта рана превратилась в шрам, который ноет, напоминая о себе, с каждой сменой сезонов".
"Я думал, что принял нашу разлуку, что перестал скучать по нему. Но чем глубже погружалась Молли в свое безумие, тем острее мне не хватало его". (Довольно странное признание, к слову.)
"Этого человека я любил так, как не любил никого другого", - сказал Фитц своей дочери, и уже одно это показывает, насколько он изменился. Одно дело думать так и доверять свои мысли бумаге, и совершенно другое - сказать вслух своему ребенку.
"Ты не был воином, однако я никогда не чувствовал себя защищеннее, чем в моменты, когда ты прикрывал мою спину. Но я признаю, что и ранил ты меня, как мало кто способен. Ты отправил письмо Джофрон? Но не мне? Пришли ты мне всего лишь одну записку за все эти годы, и я хотя бы знал адрес, куда мог бы отправлять эти бестолковые словоизлияния. Я бы отправлял их с посланником или птицей и представлял, как в далеком далеке однажды ты получишь их и подумаешь обо мне". Отчего-то самым болезненным оказалось читать именно эти не отосланные послания Фитца Любимому - и это, и то, в котором он говорит, что в присутствии Шута всегда ощущал покой...
"Само имя твоего рода - это будущее, которое протягивает к вам руку и называет вас тем именем, которое когда-нибудь заслужит ваш дом. Видящие". (Шут - Фитцу в "Королевском Убийце")
Пчелка
Не знаю, читала ли Робин Хобб сказку Анатоля Франса о маленькой принцессе Пчелке, но младшую дочь Фитца мне нравится про себя называть именно Пчелкой, а не Би.
Тут впору вспомнить про второй и третий моменты слепоты и глухоты Фитца: второй - он не увидел в ней схожести с Шутом, несмотря на все странности ее рождения, взросления и очень четкие предсказания, которыми она с ним делилась; третий - он не понял, что она и есть тот самый Нежданный Сын, хотя свиток с предсказанием читал и перечитывал, сидя рядом с ней, а первые строчки - просто один в один описывают их ситуацию, если изменить всего лишь одно слово - "сын". А как человек, занимавшийся переводами, Фитц должен был бы знать, что тот, кто в переводе значится сыном, в оригинале мог быть просто ребенком, наследником или просто словом без конкретной привязки к полу - как английское sibling, к примеру.
"Когда никто не будет ждать, когда умрет надежда, а Белый Пророк исчезнет, - там, где его не найти, обнаружится Нежданный Сын. Отец не узнает его, и без матери он будет расти" (пророчество о Нежданном Сыне).
Как только стало понятно, что Молли на самом деле беременна, что ее беременность длилась годами, а Пчелка растет очень медленно, я не могла понять, как Фитц может не думать о Шуте, говорившем, что он намного старше того возраста, на который выглядит.
"Как ожившая кукла", - описал он своего младенца, а мне почему-то вспомнилась та кукла в колыбели, которую Фитц в детстве нашел в комнате Шута.
И его сон, в котором дети слуг закидывали Шута камнями, и который не был воспоминанием, - ведь на самом-то деле ему снилась Пчелка, которой его сон придал облик Шута.
У Шута было двое отцов. У Пчелки, получается, что три: Фитц - ее отец по крови, Ночной Волк, ее Отец-Волк, являющийся, когда ей очень страшно, чтобы успокоить и помочь советом, и которого она видела иногда в глазах Фитца, и Шут. "Его сын и одновременно с тем - не его. Белый-полукровка". Каким-то образом, как-то (возможно, когда они обменивались телами) с Фитцем осталась часть Шута. Та часть, без которой Шут перестал видеть перекрестки тысячи путей. Та часть, которая возродилась в Пчелке. Во всяком случае, пока что я все это вижу именно так.
Пчелка - способная слышать общение через Силу и Дар (не испытывая при этом тяги связать себя с каким-либо животным), общающаяся с умершим задолго до ее рождения Ночным Волком и, возможно, умеющая иногда читать мысли (как в эпизоде, когда Риддл думал о подарке для Неттл) - она больше, чем Белый Пророк. Возможно, она и есть та самая Видящая, о которой Шут когда-то говорил Фитцу. Та, ради которой их род и был так прозван "авансом", а Шут чувствовал, что непременно должен этот род защищать.
Сама книга получилась довольно неторопливой и малособытийной для своих почти семисот страниц: львиная часть действия разворачивается вокруг и внутри поместья Ивовый Лес, лишь пару раз ненадолго покидая его пределы. И самое ценное в книге - то, как прописаны отношения Фитца с младшей дочерью. То, как Пчелка снова и снова уверяется, что отец всегда примет ее сторону, и чувствует его всепоглощающую любовь к ней.
Оттого самыми тревожными прозвучали последние строчки ее рассказа: как будто ее зомбировали, подменили другой девочкой, с готовностью говорящей самой себе, что она принадлежит к племени тех, кто только что убивал дорогих ей людей.
И я не буду в очередной раз диспутировать на тему пола Шута (пока автор не укажет иначе, для меня он так и будет существом без определенного пола - ни мужчиной, ни женщиной, а тем и тем вместе), просто было довольно любопытно отметить несколько мест в книге, в которых затрагивалось мужское-женское:
- рассказывая о том, кто такие Белые Пророки, Фитц зачем-то вспоминает Са, хотя, казалось бы, какая разница, что в тот момент думал Фитц-мальчик, недоумевающий, почему Чейда, не проявляющего интереса к религиям, вдруг заинтересовала эта, о Белых Пророках?
"Когда Чейд начал показывать мне исследования, касающиеся Белых Пророков, я поначалу относился к ним как к еще одной религии из диковинных мест. Наши поверья об Эле и Эде я хорошо понимал. Эл, бог моря, был безжалостным и требовательным богом, которого лучше не злить. Эда, богиня полей и пастбищ, была щедрой и любящей, как мать. Но Чейд не воспитывал меня в почтении даже к этим богам Шести Герцогств, не говоря уже о Са, двуликом и двуполом боге Джамейлии. Поэтому его увлеченность легендой о Белом Пророке озадачивала меня".
- Пчелка была удивлена, что под плащом-бабочкой обнаружилась женщина, а не мужчина, потому что в ее видениях это был мужчина
- саму Пчелку то и дело принимали за мальчика
- но, конечно, и Шут, даже в предсмертном состоянии отказавшийся оголяться перед Фитцем, вцепившись в ворот своей нательной рубашки, и ванну согласившийся принимать только в одиночестве
"Когда пчела на землю упадет, вернется бабочка и все перевернет" (предсказание Пчелки Видящей)
Шут
Честно говоря, я уже совсем уверилась, что Шут в этой книге не появится, когда Пчелка обняла старого слепого бродягу. Не узнать его в этот момент было невозможно. Сложнее - поверить, что с ним сотворила автор.
Его слова о смерти звучат тем более страшно, что он лишен способности видеть будущее. То есть это - просто знание об истощающихся резервах собственного тела. Возможно, у Фитца и получится снова изменить судьбу Шута. А возможно, они уйдут туда, куда рано или поздно пора уходить героям любой легенды.
"Этот сон я люблю больше всего. Он приходил ко мне лишь однажды. После я старалась его вернуть, но тщетно.
Два бегущих волка.
И все. Они бегут, освещаемые луной, через поросший травой холм по направлению к дубовой роще. Заросли подлеска не замедляют их бега. Они не охотятся [Тут еще можно вспомнить диалог Фитца и Ночного Волка из этой книги: "Только во время охоты ты чувствуешь себя по-настоящему живым. - А я живой", - а эти волки из сна не охотятся]. Они просто бегут, наслаждаясь тем, как растягиваются их мышцы, а прохладный воздух врывается в их распахнутые пасти. Они ничего и никому не должны. Нет ни забот, ни обязанностей, ни короля. У них есть ночь и бег, и им этого достаточно.
Я мечтаю почувствовать себя настолько же цельной". (Из дневника снов Пчелки Видящей)
Один из этих волков наверняка пепельно-серый, каким она видела в своих снах Фитца, а другой - черно-серебряный, каким она видела Шута. Если бы не оговорка про отсутствие долга и короля, я бы сомневалась, думая, что один из них может быть Ночным Волком, но у него короля и долга перед ним и не было никогда.
Плюс, комментарий по поводу цельности напомнил одно наблюдение Ночного Волка, когда спустя годы разлуки у порога их хижины появился золотой Шут: "Мы едины". Это чувство единения и завершенности принес им именно Шут.
В том их разговоре из "Миссии Шута" мне нравится еще один момент в контексте прощального "Я никогда не был мудр":
"- Это не было бы мудро, - мой язык плохо меня слушался.
- А Шуту полагается быть мудрым?"
И не зря здесь впервые за семь книг повествование велось не только от лица Фитца, а было поделено между ним и Пчелкой. Ведь если Фитцу пора будет уйти, должен остаться кто-то, кто расскажет об этом.
@темы: с_прочтением, робин хобб
Только если Гильгамеш -это Шут, а Энкинду- Фитц.
Мне бы такое распределение ролей не пришло в голову, я под впечатлением. Но все же мне ближе мысль, что поется от лица Фитца.
Нет смысла обретать его в тот момент, когда я понимаю, что он умрет. Мне хватило смерти Молли. Какой бы путь один проделал, он принес в мой дом агонию. С меня хватит
В тот момент он, скорее всего, был немного не в себе. Нет, он точно был не в себе!
Наверное, это вырвались наружу самые потаённые страхи.
Но он всегда верил в Шута, потому, думаю, когда Шут сказал, что они больше не увидятся, Фитц так же принял на веру слова старого друга.
Да и вообще, после первого же посланника, обнаружив кровь на камне и образ кричащего в агонии Шута бросился бы его искать-спасать
Таина сие есть великая! Я вообще не понимаю, почему Фитц-Песья-Вонючка молчал. Раньше бы он побежал за помощью к Чейду или еще к кому. А тут даже, когда ему другие говорили о белых посланниках или о том, что кто-то таких ищет, молчаал...
Его параноидальная вера в то, что за все придется платить (особенно Чейду), и желание замуроваться в своей "раковине" меня убивают.
Я не понимаю...
Неттл была так права!
"Люди любят тебя намного сильнее, чем ты того заслуживаешь, Том Баджерлок. А ты отказываешься верить, что они любят тебя хоть капельку. <...> И я одна из этих людей"
А Шут...знаете, когда читала первые две трилогии, в образном выражении воспринимала Шута как душу Фитца
Про первую трилогию я бы так не сказала. Тогда еще Фитц слишком полагался на Чейда, восхищался Верити, но Шута воспринимал скорее как приятеля со странностями
Шут уходит из его жизни и Фитц, как правило, впадает в некий летаргический сон, в котором он доволен и аморфен
он туда впадает всё время, как только его перестают дергать окружающие. но и когда дергают, все равно пытается..
И любовь Шута к Фитцу мне всегда было приятнее рассматривать именно в контексте безусловной космической, вселенской любви
Да, это более правильное определение.
Я тебя люблю, – тихо проговорил он. – У моей любви нет границ. Никаких. (Шут)
Сам Фитц извратил понятие любви Шута к себе, и гораздо позже до него начал доходить истинный смысл слов Шута. Хотя я сомневаюсь, что Фитц до конца это понял даже по прошествии многих лет.
Если уж на то пошло, то и чудесное зачатие Пчелки можно списать на святого духа
А вот меня пробило на "ха-ха". Суть я поняла, но
Прошу прощения....
Мне бы такое распределение ролей не пришло в голову, я под впечатлением. Но все же мне ближе мысль, что поется от лица Фитца.
Ну просто если вспомнить мифологиию, то Энкинду изначально был покрыт шерстью, не знал цивилизации, жил в степи, общался с диким животным и т.д. Очень даже ложится на образ Фитци Фитца
он туда впадает всё время, как только его перестают дергать окружающие. но и когда дергают, все равно пытается..
А вот меня пробило на "ха-ха". Суть я поняла, но
Прошу прощения....
Я и сама посмеялась над собой от души.
А в этом что-то есть... Читала как-то дискуссию людей о религиозных мотивах у Хобб))
если вспомнить мифологиию
если так, то да))))))
Но конкретно текст песни все же ближе опять таки Фитцу
Nory-chan
я искренне надеюсь, что это всего лишь домыслы фанатов
Мне кажется, Хобб дала тогда именно то завершение, которое хотела сама, и больше возвращаться искренне не собиралась, во всяком случае, так она писала. И концовка была лично ее, авторской, а не навязанной влиянием ни слэшеров, ни читателей вообще, ни кого угодно. Доказательство - «Сына Солдата» в романтическом плане она завершила так же: герой получил в награду многодетную мать (тоже с довольно тяжелым характером). Это я к тому, что для Хобб Сага была явно завершена, причем в любимом ключе, пусть даже многим читателям хотелось продолжения.
Но по этому инциденту я делаю вывод, что, если бы Робин имела цель использовать этих героев в качестве "морковки", то сделала это уже тогда, а не отказывалась вообще дарить нам продолжение их истории.
Мне кажется, тогда Робин Хобб еще не сомневалась, что создаст еще сколько угодно других героев, не менее интересных, чем те, с которыми она попрощалась. В жизни вышло по-другому. У нее классные работы, но в смысле создания персонажей такое вдохновение, имхо, ее больше не посетило. Думаю, ей понадобилось еще две саги, чтобы в этом убедиться, вот и все. И еще – если она не собирается смещать фокус внимания на новых героев, зачем «передавать слово» Пчелке? С описаниями всего и вся отлично справлялся Фитц…
Спасибо, что напомнили цитату. Уже забыла, но красивый отрывок. И, мне кажется, есть связь с той сущностью, с которой Фитц встретился, потерявшись в Скилле. Которую пока никак не объяснили, а жаль, интересно…. А еще кто-то писал, то похожие ощущения переживают реальные люди во время клинической смерти….
Amissio: Плюс, в названиях она всегда предельно точна.
Мне так не кажется. Например, «Судьба Шута» - это скорее «Судьба Фитца», ведь именно о том, как устороилась его жизнь, рассказывается в конце.
Ибо, если бы он действительно ждал, то как можно было быть настолько слепым и глухим?!
Фитц не слепой или глухой. Он слепо верный. Причем он способен быть верен только чему-то одному зараз – если верен Верити, то Молли откладывается на потом, если Шуту, то готов уйти из Баккипа за ним, если Молли, то будет рядом, хоть мир тресни. Помните, как в Судьбе Шута его больше всего пугала мысль, что Чейд и Шут начнут рвать его верность на части? Мне кажется, он - некий архаичный идеал рыцарства… хотя, конечно, к человеческим отношениям такое
Nory-chan: А Шут...знаете, когда читала первые две трилогии, в образном выражении воспринимала Шута как душу Фитца.
Мне кажется, вы совершенно правы. Отсюда и три отца Пчелки.
я даже не знаю, что сказать... Поспорить хочется, но так как я не читала "Сын Солдата", то крыть мне особо нечем
И еще – если она не собирается смещать фокус внимания на новых героев, зачем «передавать слово» Пчелке? С описаниями всего и вся отлично справлялся Фитц
Я прошу прощения, не помню кто писал, но я согласна с предположением, что это скорее способ показать всех героев со стороны. Так сказать, непредвзято.
Фитца в том числе. Раз уж это, как говорила Артанис, история Фитца и Шута, то видение мира Фитца тут не всегда годится. Оно у него слишком уж своеобразное. У Пчёлки лучше получится описать историю своего отца.
Кстати, я совсем забыла об одном волнующем меня вопросе.
Шун - дочь Чейда? Намёков было много, но, может, я что-то упустила...
P.S. Надеюсь, Артанис скоро заглянет в обсуждение, а то я себя чувствую очень наглым гостем.
- Сразу никто не уходит, в гостях так не принято. Ты никуда не торопишься?
- Нет, до пятницы я совершенно свободен!
- Ладно, посидим ещё немного.
Я тоже
Шун - дочь Чейда? Намёков было много, но, может, я что-то упустила...
Все может быть, но пока мне показалось, что это еще один пример того, как Чейд считает всех Видящих своей личной ответственностью, и все. Но я тоже могла что-то упустить.
Раз уж это, как говорила Артанис, история Фитца и Шута, то видение мира Фитца тут не всегда годится. Оно у него слишком уж своеобразное.
Все же давайте не будем Фитца недооценивать
…я не читала "Сын Солдата"…
И хорошо, имхо
У меня руки чешутся прокомментировать некоторые моменты дискуссии, и через пару дней я непременно это сделаю
Честно, не помню этой подробности про Одаренных детей, но думаю, апатия и недетская зрелость объяснялись не их отличием от других детей, а тем, что у них были другие собеседники, делившиеся с ними мудростью. В то время как мудрость Пчелки не заимствована от связанного с ней животного, она ее собственная. Да и если дети Дара взрослели медленнее, то это отставание было незначительным - вспомнить того же Фитца, а Пчелка в девять лет выглядит на шесть, а это уже существенно.
Даже несмотря на забытые шесть лет детства, хотя они-то меня на такую аналогию и натолкнули.
А почему?
Просто для меня это забвение всегда объяснялось только тем, что те шесть лет были очень счастливыми в его жизни, поэтому и ушли все в камень памяти. Да и в "Убийце Шута" было упоминание, что Фитц все о своем детстве до Баккипа вспомнил.
могли же "раствориться" в горцах (горянах?) выжившие из города Элдерлингов?
Эмм, но Элдерлинги - не Белые. Элдерлинги и Белые - это с разных планет пришельцы)))
Так что, имея опыт, эту часть читала ночью с полотенечком на подхвате)))
Вот читала про то, что вы все плакали, и чувствовала себя более чем странным зверьком. Мне было тревожно за Шута, но сильнее всего я на этих последних главах просто радовалась. Там ведь даже смертельная опасность для Шута отодвинулась на неопределенное будущее, потому что Фитц и при переходе через Камни-Свидетели Шута, не переставая и не отдавая себе в этом отчета даже, лечил, чуть Риддла до овощеобразного состояния не довел по ходу дела. Все остальное - и темные времена, и ядовитые кисты в теле Шута - будет потом, через год и через два, так что я эти переживания отложила на потом и просто радовалась встрече друзей и что они относительно в порядке и вместе.
Шун - дочь Чейда? Намёков было много, но, может, я что-то упустила...
Я так поняла, что да, его. От Фитца и Дьютифула должны были бы передаться Уит или Скилл, а у Чейда Скилл был в зачаточном состоянии, у Шун же отсутствует вовсе. Плюс, Фитц налево гулять не должен был, а с бастардом Дьютифула должны были бы носиться намного сильнее. Из Видящих остаются только Неттл и Чейд, как я понимаю.
Татира: Так вот он сам пишет: "я вдруг осознал, что не чувствую ничего. Ничего. Его не было столько лет и если бы он не появился, то мне не пришлось бы переживать еще одну потерю. Нет смысла обретать его в тот момент, когда я понимаю, что он умрет. Мне хватило смерти Молли. Какой бы путь один проделал, он принес в мой дом агонию. С меня хватит."
Любящий друг так не сказал бы, особенно если бы ждал.
Так это же классические денайл и самовнушение! Да и цитата не вполне точная. Там еще было и "Скоро он умрет, и я запретил себе чувствовать хоть что-нибудь, пока это не произошло". И в том внутреннем монологе он убеждал и убеждал себя, что не будет ничего чувствовать, настолько погрузившись в этот аутотренинг, что даже не заметил, как пересек весь сад до дома.
Фитц просто пребывал в состоянии шока, когда человек годами ждал встречи, надеялся увидеть друга на пороге своего дома. Ну, и увидел. На пороге и при смерти.
А вот когда он понял, что перед ним не Шут, тогда и стало ясно, что он на самом деле чувствовал: "...ее голос настолько отличался от голоса Шута, что я тут же понял, как жестоко ошибался. Горло перехватило спазмом. Разочарование пронзило меня насквозь, и одновременно с тем изнутри поднималась и росла радость, что этот умирающий человек не мой старый друг. <...> Облегчение лишило меня мужества едва не сильнее, чем недавняя паника. Я схватился за край стола, потому что подогнулись колени. О, как изменили меня годы. Куда делись мой твердый характер и стальные нервы? Неужели я потеряю сознание? Нет. И все же я позволил коленям коснуться пола и склонил голову, притворяясь, что просто наклонился поближе к ее лицу".
Человека конкретно так попустило)))
Eighty: Нужна «приманка». Пока не примут новых героев.
А кто сказал, что их примут?
Хобб – не сторонница бескровных повествований…
Это Мартин не сторонник
Мне кажется, Хобб дала тогда именно то завершение, которое хотела сама, и больше возвращаться искренне не собиралась, во всяком случае, так она писала.
Так она писала после бомбардировки письмами от слэшеров, а до этого - что "Судьба Шута" никогда не предполагалась финалом их истории.
Доказательство - «Сына Солдата» в романтическом плане она завершила так же: герой получил в награду многодетную мать (тоже с довольно тяжелым характером).
Довольно спорное доказательство, как по мне
И еще – если она не собирается смещать фокус внимания на новых героев, зачем «передавать слово» Пчелке?
Нет, вполне возможно, что дальше появятся книги с Пчелкой в качестве главной героини. Возможно. Но конкретно в этой трилогии основной акцент все равно будет на Фитце и Шуте.
Например, «Судьба Шута» - это скорее «Судьба Фитца», ведь именно о том, как устороилась его жизнь, рассказывается в конце.
О, нет. "Судьба Шута" как раз таки очень точно отражает содержимое. Это не "судьба-destiny", т.е. не уготованный жизненный путь, это "судьба-fate", т.е. рок, что-то неотвратимое, с чем не побороться, что остается только принять. Fate - это исполнение предсказания Шута о собственной смерти, но никак не content life Фитца.
Кстати, я нашла в этой книге ляп, и такой неплохой.
Фитц приезжает в Баккип, чтобы нанести внезапный визит Чейду. В его тайных покоях он встречается с Лантом, который думает, что приехал Том Баджерлок. А когда в комнату входит Розмари, она называет его по имени: "ФитцЧивэл Видящий, вы оказали нам честь..." то есть теперь ФитцВиджилант знает кто такой Том Баджерлок на самом деле.
8 лет спустя, когда ФитцВиджилант приезжает в Ивовый лес и "снюхивается" с Шун (или Шан?) они ведут себя по отношению к Фитцу и к Пчелке, как к слугам, которые должны прислуживать незаконным отпрыскам благородных кровей и озвучивают это вслух. Хотя, по идее, Лант должен был бы относиться к Фитцу с почтением, как к равному себе, да и Шан/Шун должен был сказать кто есть кто в этом доме. Получается, что автор забыла о том, что Лант знает об истинном происхождении Фитца???
нестыковочка.... такой же ляп у нее был с драконом Риалдером и Девушкой На Драконе...
По поводу Шун согласна, а ФитцВиджилант Фитца боялся до дрожи. К Пчелке - да, относился свысока, сначала - потому что считал отсталым в развитии ребенком, потом - потому что посмела дерзить его драгоценной Шун, а сам он был молодой, зеленый и глупый, чтобы разобраться, что в этих отношениях к чему.
Шун он ничего не рассказывал, потому что ему было запрещено. Убийца из него не вышел, конечно, но вряд ли бы на его счет так долго не теряла надежды леди Розмари, если бы он не умел держать язык за зубами.
Я думаю, это скорее Фитц забыл, что его когда-то, годы назад, назвали настоящим именем в присутствии ФитцВиджиланта.
такой же ляп у нее был с драконом Риалдером и Девушкой На Драконе...
Какой такой же?..
да, я тоже так понимаю, но,наверное, я неправильно выразила свою мысль. Отличия между детьми Древней Крови и Пчёлкой разительные, в итоге "странности" девочки объясняются другим, но. Я допускаю, что Фитц мог не сопоставить Шута и свою дочь,все-таки много времени прошло. Но он ведь сам Древняя Кровь. Он знал что Пчёлка может обладать его Даром, но не думал об этом, не рассказывал ничего о нём дочке, ничего...
В этом предположении я опиралась на свою логику - если я знаю, что Пчёлка, скорее всего, имеет Дар, то я ищу малейшие схожести между ней и другими детьми. Фитц знает много сказаний Древней Крови, он должен быть искать параллели.... Если бы не думал, что если накрыться с головой одеялом, то монстр тебя не найдет. Образно выражаясь, разумеется )
Просто для меня это забвение всегда объяснялось только тем, что те шесть лет были очень счастливыми в его жизни, поэтому и ушли все в камень памяти. Да и в "Убийце Шута" было упоминание, что Фитц все о своем детстве до Баккипа вспомнил.
Я упустила тот факт что он вспомнил своё детство
Эмм, но Элдерлинги - не Белые. Элдерлинги и Белые - это с разных планет пришельцы)))
Разумеется! Опять же, исключительно мои сомнительные выводы - Шут вместе с Фитцем в "Странствиях убийцы" видел эпизод из жизни белой девушки в Петушиной короне. Как она приветствовала (? точно не упомню) дракона Риалдера. Элдерлинги - не Белые, но среди них Белые были. Как-то так...
Вот читала про то, что вы все плакали, и чувствовала себя более чем странным зверьком.
Я стала чувствовать себя истеричкой
В этот раз я сырость не разводила, хоть и хотелось местами. Но зная теперь что может Хобб, полотенечко всегда в пределах досягаемости.
Из Видящих остаются только Неттл и Чейд, как я понимаю
Я к тем же выводам пришла окольными путями - через изменившееся поведение Чейда
А мне кажется, здесь речь может идти о «неисповедимых» путях крови. Возможно, в ней проснулась кровь Видящих в каком-то …дцатом поколении. А еще мне показалось, что она будет не только «раздражающим фактором», скорее она – заготовка для новой Малты (в смысле девушки, не лошади
А кто сказал, что их примут?
Думаю, что Робин Хобб на это надеется… как любой писатель. Примут ли на самом деле? Наверное, в какой-то мере примут - читать будут, хотя бы потому, что пишет она действительно хорошо. Но не думаю, что будут так же спорить/любить/ненавидеть, как о Фитце и Шуте. Но, может, я сужу по себе – мне Пчелка, в общем, понравилась, но чего-то в ней пока не хватает (для меня). Может, многозначности, может еще чего-то. Один из самых привлекательных для меня моментов в образе Фитца - это то, что он во многом дается намеками, в нем нет однозначности, он сложный. Шут – тоже. А вот в новых я пока этого не увидела.
Это Мартин не сторонник У Хобб как раз таки все не настолько печально в этом плане)))
Гм.. Фитца пытали, несколько раз повреждали… Шута пытают уже во второй (!) раз, даже в третий, если считать татуировку… Не убивают, это да, но в остальном…
Так она писала после бомбардировки письмами от слэшеров, а до этого - что "Судьба Шута" никогда не предполагалась финалом их истории.
Этого я не знала (о финале). А о слэшерах… я бы тут не стала их сильно винить, ведь им бросили достаточно двусмысленных приманок, которые они радостно и заглотили. И только потом поняли, что со стороны миссис Хобб это был только легкий флирт, а не предложение о браке, так сказать...
Доказательство - «Сына Солдата» в романтическом плане она завершила так же… Довольно спорное доказательство, как по мне
Да, с «доказательством» это я переборщила
"Судьба Шута" как раз таки очень точно отражает содержимое.
Да, тут вы правы.
Нет, вполне возможно, что дальше появятся книги с Пчелкой в качестве главной героини. Возможно. Но конкретно в этой трилогии основной акцент все равно будет на Фитце и Шуте.
Артанис, а давайте поспорим?
Артанис, а давайте поспорим?
я бы поспорила. Но не на количество глав (хотя я и уверена что от лица Пчёлки будет меньше) а на содержание их. Сколько бы ни было страниц повествования со стороны Пчёлки, всё будет сводиться к её отцу (и Шуту, как следствие), потому как не важно количество, но те, о ком она будет "говорить"=)
А спорить на "интерес" скушно...
Со своей стороны могу.... хм, особо интересного я предложить мало что могу. Написать стих или рассказ на заданную оппонентом тему? Это у меня не очень хорошо получается. Могу нарисовать что-то (я не Мастер, но тоже как вариант).
Но в этом ведь и вся веселость - не сделать то, что ты умеешь, а то, что попросят =)
Это можно обсудить! И даже привлечь всех желающих - будет веселее ждать новую книгу, когда каждый будет готовить какой-нибудь тематический "номер".
Кстати, кто-то мониторил новости по поводу следующей части?
Это особенности рассказа событий от лица Фитца. Не удивлюсь, если в следующей книге он скажет, что наблюдал за ней, но ничего необычного не заметил))))
Фитц знает много сказаний Древней Крови, он должен быть искать параллели...
Но Пчелка Уит в себе на самом деле не проявляла - у нее не возникало подспудного желания с кем-то себя связать. А я так понимаю, Одаренные дети к животным тянутся и неосознанно своего партнера ищут, как это было с теми же Фитцем и Ноузи.
Я упустила тот факт что он вспомнил своё детство
Ну, он там не особо и заострял на этом внимание...
"- Моя мать была горянкой, - произнес я тихо. - И у нее, и у бабушки были светлые волосы и голубые глаза. У многих в том регионе такая внешность. Возможно, от меня она и передалась нашему ребенку.
На лице Молли отразилось удивление. Я решил, причиной ему послужило то, что я редко заговаривал о матери, которая отказалась от меня, когда я был маленьким. Я давно перестал отрицать себе, что помню ее. Она заплетала свои длинные светлые волосы в косу на затылке. У нее были голубые глаза, высокие скулы и узкий подбородок. Она никогда не носила кольца и называла меня Кеппет. Когда я думал об этом далеком детстве в горах, оно казалось скорее рассказанной кем-то другим историей, чем моими собственными воспоминаниями".
Как она приветствовала (? точно не упомню) дракона Риалдера. Элдерлинги - не Белые, но среди них Белые были. Как-то так...
И вот вопрос: а был ли Риалдер Элдерлингом?
Eighty: Возможно, в ней проснулась кровь Видящих в каком-то …дцатом поколении.
И как это проявилось?
Капризный характер и преданность шмоткам уже есть, страдания ей тоже уже обеспечили, говорилось о ней много… в общем, все готово для раскаяния и просветления…
Возможно)))
Гм.. Фитца пытали, несколько раз повреждали… Шута пытают уже во второй (!) раз, даже в третий, если считать татуировку… Не убивают, это да, но в остальном…
Но в остальном описывается все довольно вскользь и без кровавых подробностей
Этого я не знала (о финале).
Я в конце отзыва по "Судьбе Шута" давала ссылку на запись, в которой она об этом говорила.
А о слэшерах… я бы тут не стала их сильно винить, ведь им бросили достаточно двусмысленных приманок, которые они радостно и заглотили.
Но одно дело сливать негатив на форумах и по своим блогам, и другое - закидывать автора посланиями "Профессор был не прав!!11"
Но, если автор повторяет черты героини по крайней мере в двух книгах, то это все же значит, что тема ему близка и интересна, разве нет?
Я тоже не читала "Сына Солдата", поэтому тут не могу толком дискутировать)))
Я поставлю на то, что в следующей книге глав от лица Пчелки будет больше, чем от Фитца, вы – на то, что меньше.
Но дело в том, что я думаю, что их будет столько же, как и в "Убийце Шута" с тех пор, как Пчелка "обрела голос". И, как и Amissio, я думаю, что смысл не в том, кто рассказывает, а о чем он рассказывает
И по-прежнему думаю, что Пчелка нужна, чтобы читатель увидел, как уходит Фитц - в прямом или переносном смысле.
Amissio: Кстати, кто-то мониторил новости по поводу следующей части?
Я читала только то, что Робин продолжении пишет, хочет успеть к августу, но не обещает, и все.
Какой такой же?..
Сейчас постараюсь объяснить, т.к. нет времени искать в книгах отрывки.
В последней части Шут вспомнил имя одного из Драконов - Риалдер, и сказал, что это именно тот дракон, которого он провозглашал стоя на том камне в петушинной короне, и что этот дракон обещал его покатать. Девушка на драконе - была отдельным драконом.
А в другой трилогии Шут уже рассказывал Фитцу другую историю, что та белая женщина с петушинной короной прощалась в тот день со своим изменяющим, который вошел вместе с группой Риалдера в дракона, но из-за гордыни лидера, которая изваяла свою фигуру на драконе, сил им не хватило и дракон навечно увяз в камне. Шут еще говорил Фитцу - могу представить как больно было белому пророку осознавать что тот, кого она любила ушел в дракона, который так никогда и не взлетел, а был обречен на мучения. - здесь я могу соврать, но смысл примерно такой. Т.е. тут Робин Хобб допустила ляп, объеденив дракона Риалдера и историю с девушкой на драконе в единое целое. Вечером пороюсь - выложу сюда отрывок.
Как она приветствовала (? точно не упомню) дракона Риалдера. Элдерлинги - не Белые, но среди них Белые были. Как-то так...
И вот вопрос: а был ли Риалдер Элдерлингом?
В саге о живых кораблях упоминалось о том, что Элдерлинги - это была раса людей с янтарно желтыми глазами, которые заботились о драконах. (Новыми элдерлингами драконица Тинталья называла Мальту и ее брата (забыла как его звали).)
Мальта когда бродила по подземному городу видела видение, как черный дракон оживает и Тинталья ей объяснила что это когда некоторые элдерлинги становились старыми и не хотели умирать, но хотели увековечить память о себе, они уходили в сад камней и вырезали себе драконов и входили в них.Так что отчасти да, некоторые драконы - это Элдерлинги (какие именно не уточняется, но явно те, которые были созданы до короля Вайздома и его дракона с человеческим лицом и рогами), соответственно драконы, созданные группами скилла к элдерлингам никакого отношения не имеют.
Наоборот! Очень рада слышать снова!
я бы поспорила. Но не на количество глав (хотя я и уверена, что от лица Пчёлки будет меньше) а на содержание их.
Количество просто считать проще
А спорить на "интерес" скушно... Но в этом ведь и вся веселость - не сделать то, что ты умеешь, а то, что попросят =)
Эх, была-не была… Давайте на «что попросят»… (Только я мало что умею из того, что может быть интересно другим… ну и ладно… вам же будет хуже, если я проиграю
Артанис была одной из тех, кто может заявить свои права на трон в случае смерти законного правителя и его прямых потомков.
В этом и есть ее ценность… или опасность (потенциальная). В таком случае ее было бы вполне логично засунуть в какую-нибудь глушь не только потому, что ей грозила опасность. И отсутствие способностей вполне может объясняться слишком разбавленной кровью. Хотя вы правы, мне кается, вполне вероятен и вариант с отцовством Чейда.
Я тоже не читала "Сына Солдата", поэтому тут не могу толком дискутировать)))
Ну и забудем «Сын Солдата»
Но одно дело сливать негатив на форумах и по своим блогам, и другое - закидывать автора посланиями "Профессор был не прав!!
Профессор-то как раз может быть не прав, это автор не может, поскольку он в своем мире – полноправный абсолютный монарх, «что хочу, то и делаю»
И еще - полезла искать в ваших дневниках отзыв о Судьбе Шута, нашла много ваших записей, и теперь хочу сказать большое спасибо, читала все посты с огромным интересом
Татира: Т.е. тут Робин Хобб допустила ляп, объеденив дракона Риалдера и историю с девушкой на драконе в единое целое.
А! Здесь я просто решила, что Фитц не того дракона Риалдером звал в первой трилогии)))
Шут в своем видении дракона не видел - только знал, что собирался провозгласить его полет. И когда они с Фитцем про Риалдера разговаривали, Шут погладил одного из каменных драконов, и ответную реакцию, которую Фитц через Уит почувствовал, он принял за отклик на имя. При этом, когда Шут позвал дракона по имени повторно, ничего не произошло. Т.е. можно допустить, что реакция была на ласку, а не на имя, но при этом дракона после называли Риалдером только потому, что он "откликнулся" на имя. До "Судьбы Шута", когда Шут рассказал, что Риалдер был в круге Солт и творили они на самом деле Девушку-на-драконе.
Но может, и ляп. Спорить не буду)))
соответственно драконы, созданные группами скилла к элдерлингам никакого отношения не имеют
Мой комментарий был именно об этом))) Элдерлинги внешне отличались от людей. При этом ни Шут, ни - что важнее - Фитц, которым видение девушки в петушиной короне явилось, не отметили там ничего необычного. По поводу внешности Фитц только сделал комментарий, что та девушка была похожа на Шута.
Поэтому я и сомневаюсь, что Риалдер Элдерлингом был.
Eighty: В этом и есть ее ценность… или опасность (потенциальная)
Так мой аргумент в том, что она ценна трону только потому, что в непосредственной близости в линейке престолонаследия находится, т.е. не является представителем "...цатого поколения".
В таком случае ее было бы вполне логично засунуть в какую-нибудь глушь не только потому, что ей грозила опасность.
О, нет, такие люди всегда должны быть на расстоянии, позволяющем неусыпное наблюдение, - и чтобы не допустить опасности, и чтобы оградить от нежелательных знакомств и влияний.
А не Молли?
А в чем мэри-сьюизм Молли проявляется?
Профессор-то как раз может быть не прав, это автор не может
Так Профессор и есть автор
Но я вообще не очень верю, что письма читателей, каких угодно, отрицательно или положительно, могут как-то повлиять на первоначальный замысел.
На первоначальный замысел - нет. На желание к героям возвращаться - очень даже. Из собственного скромного опыта говорю: чем настойчивее у меня требовали продолжения перевода одного фанфика, тем дольше я с ним тянула, и в итоге на настоящий момент он до сих пор не закончен, а новые переведенные главы лежат только в файле на харде "до лучших времен".
Если у Хобб не было подписано контракта на дальнейшие истории о Фитце и Шуте (а судя по тому, как долго она к ним возвращалась, не было), то и реальные обязательства отсутствовали, кроме собственного желания рассказать историю.
Да, кстати – я не думаю, что бомбардировали ее исключительно одни слэшеры.
Нет, конечно. Но ее запись, в которой она объясняла причины, по которым отложила написание продолжения о Фитце и Шуте на неопределенный срок (а некоторые были уверены, что и насовсем), и на которую я в отзыве о "Судьбе Шута" ссылалась, явно намекает, что больше всех рвения проявили именно слэшеры.
А так - да, в каком-то из недавних интервью она так и сказала, что ей требовалось время, чтобы абстрагироваться от того, что от нее хотят фанаты, и написать то, что видит она в развитии истории этих героев.
полезла искать в ваших дневниках отзыв о Судьбе Шута
Просто вы именно в ней мне первый комментарий оставили, я и удивилась, что ссылку не видели)))
только пожалела, что не видела раньше и не смогла подключиться к разговору.
Если что, можете пообсуждать со мной
А я в любом случае рада буду пообщаться.
Спасибо, с удовольствием
А в чем мэри-сьюизм Молли проявляется?
Сейчас, боюсь, будет длинно, но короче не вышло. Конечно, писательница уровня Хобб не вставила бы в свою сагу откровенную мерисью в том же примитивном виде, что и школьницы-фикерши. Тут все потоньше, но все же некоторым критериям Мэри Сью Молли соответствует.
«Считается, что автор произведения ассоциирует себя со своей «Мэри Сью» (Вики), но, коротко говоря, в улучшенном виде, или подает свои недостатки так, что они являются достоинствами. У Хобб: Молли – женщина средних лет, полная, но ее полнота и тяжелые формы либо вызывают положительную реакцию (в Фитце и Шуте), либо описываются как правильные (в Судьбе Шута, сцена с ягодами). И еще о внешности – во всех описаниях Мэри Сью есть пункт о противоречии образу жизни мерисьи и ее внешности – например, она хрупкого сложения, но сильна, как Шварц. Или она воин, а шрамов нету. Имхо, с Молли – то же самое. Хотя Хобб не описывает ее юной и прекрасной газелью
«Почти всегда некоторые детали биографии «Мэри Сью» взяты из жизни самого автора» (многочисленный источники
«Считаете ли вы своего героя ролевой моделью?» (из теста на мерисьюизм на Lukmore). Думаю, тут ответ будет безусловно «да». Образ матери, супруги, хозяйки, да еще с креативной жилкой – это и есть Молли. Многодетность Молли, как мне кажется, указывает на мерисьюизм больше остального. Словно новый лозунг Хобб – и многодетная мать может стать мечтой героя (здесь еще раз сошлюсь на то, что тема повторяется в Сыне Солдата – там тоже герою достается многодетная мать).
«ОБЯЗАТЕЛЬНО большая и светлая любоффффь со стороны наиболее любимого аффтаром персонажа, а то и нескольких» (Lukmore). Молли, вопреки всем сюжетным линиям и здравому смыслу, получает явно любимого автором героя в мужья. Причем ничего для этого не сделав - сам появился, сам пришел в восторг и до абсурда настойчиво ухаживал.
«Называет ли ваш герой какого-либо другого персонажа неспособным, глупым, некомпетентным…, и т.д, причем тот, кого так назвали, не находит такое поведение вашего героя грубым, оскорбительным, снисходительным, высокомерным…, и не реагирует соответственно?» (из теста на мерисьюизм на Lukmore). Поведение Молли, когда Фитц начал за ней ухаживать после смерти Баррича, мягко скажем, странное. Она винит Фитца в чем попало – в разбитой жизни, в том, что дети подрались, что у кого-то от конфет живот разболелся, и так далее. Но все ее придирки и обвинения ни разу не привели Фитца к мысли, что с теткой что-то не так
А еще Мерисьям везет – это везде. В самый вязкий по сюжету момент происходит нечто, и их проблемы вдруг решаются сами собой. У Молли таким «роялем в кустах» стала смерть постаревшего Баррича. Нет бы оставить старика в романе, мы бы посмотрели, как они трое выкрутятся
И еще – мне кажется, что Молли стала в какой-то степени мерисьей не сразу. В начале саги она была вполне убедительным и цельным персонажем, именно такой, как мне кажется, и должна была быть первая любовь Фитца. Но только первая. Дальше неизбежно должна была последовать другая – ему столько всего пришлось пережить и перевидеть, Молли уже не «тянула». Да и Фитц не бегал каждую неделю взглянуть на любимую. Он хранил память, но встреч не искал. И Молли надолго отходит на второй план. И вдруг Хобб вытаскивает слегка запылившуюся Молли и снова рядит ее в романтический наряд, который, скажем прямо, подходит ей мало. Зато на мерисью она вполне тянет
У меня есть своя очень спорная версия. Перелом Молли совпадает с переломом в сюжете. Мне иногда казалось, что Хобб собиралась убить главных героев ради спасения мира (в Судьбе Шута), а потом передумала. Вот она и вытащила Молли, которая теперь уже по возрасту и семейному положению волне тянула на альтер-эго автора. И еще одна, несколько притянутая за уши версия – кажется, примерно в то же время Хобб в первый раз стала бабушкой. Это многое меняет во внутреннем мире человека, наверное. Возможно, Хобб захотелось показать, что средний возраст, тяжелые формы, многочисленные дети и даже внуки не лишают права женщину на романтизм.
Вот, пожалуй, и все.
На первоначальный замысел - нет. На желание к героям возвращаться - очень даже.
Вам, авторам, виднее
Если вы не против, покопаюсь еще в ваших дневниках о Хобб и тоже что-то напишу. Если будет уже не актуальным - просто скажите, хорошо?
Мм... тут нет никаких особых правил, каждый волен оставлять тот комментарий, который сочтет нужным. Длина комментариев если чем и ограничена, так это максимальным количеством знаков, которые допускаются формой, но всегда ведь можно и два подряд написать
Тут все потоньше, но все же некоторым критериям Мэри Сью Молли соответствует.
Нет, ну если типировать, то ни одна героиня во всей художественной литературе этих критериев не избежит)))
автор произведения ассоциирует себя со своей «Мэри Сью» (Вики), но, коротко говоря, в улучшенном виде, или подает свои недостатки так, что они являются достоинствами. У Хобб: Молли – женщина средних лет, полная, но ее полнота и тяжелые формы либо вызывают положительную реакцию (в Фитце и Шуте), либо описываются как правильные
Здесь два момента: первый - где основание, что Хобб себя с Молли ассоциирует? второй - весь секрет в том, что повествование ведется от первого лица, и это лицо любит эту совершенно обычную женщину (я, кстати, не помню особо положительных отзывов со стороны Шута... не то, чтобы они отрицательными были, - просто нейтральными, по-моему), и идеализирована тут, скорее, как раз эта любовь, которая есть обычное желание многих женщин найти мужчину, который бы так любил (так что в этом смысле я цинично считаю Фитца несуществующим идеалом мужчины). Возвращаясь к Фитцу и всей ситуации - красота в глазах смотрящего, вот и все. Здесь очень показательна сцена в "Убийце Шута", когда Фитц и Молли ходили на рынок: Фитц видит в своей жене прекрасную женщину, которая с годами просто стала слегка быстрее уставать, а встреченная ему девушка видит в ней его престарелую мать. Так что не во внешности Молли дело, а в том, какой ее видит Фитц. И то же самое про "сохраниться после 7 родов" - особого противоречия образу жизни и внешности я не вижу, все зависит от особенностей организма, плюс, Молли разбирается в травах, плюс, опять же - красива она именно для Фитца.
У Молли много детей и первые внуки. А еще у нее умение и любовь вести огород и собирать что-то в лесу. Еще она в первую очередь мать большого семейства.
Я сейчас пытаюсь понять: т.е., по-вашему, Молли стала Мэри-Сью на короткий период финала "Судьбы Шута"?.. поскольку до этого ею не была:
И еще – мне кажется, что Молли стала в какой-то степени мерисьей не сразу. В начале саги она была вполне убедительным и цельным персонажем, именно такой, как мне кажется, и должна была быть первая любовь Фитца.
И после не была тоже, потому как в привычки Мэри-Сью умирать от сердечного приступа в середине новой истории уж точно не входит...
Думаю, тут ответ будет безусловно «да».
А есть хоть одно интервью, в котором бы она про это говорила? Потому что иначе аргумент на аргумент не тянет...
Да и, если честно, "считаете ли вы героя ролевой моделью" - довольно странный критерий. Сомневаюсь, что хоть один из пишущих МС авторов задумывается над чем-то, кроме воплощения своих тайных фантазий, и тем более о таких материях как ролевые модели.
Словно новый лозунг Хобб – и многодетная мать может стать мечтой героя (здесь еще раз сошлюсь на то, что тема повторяется в Сыне Солдата – там тоже герою достается многодетная мать).
А я еще раз скажу, что "Солдата" не читала, поэтому ничего не могу ответить. Разве что: многодетной матерью Хобб стала точно не в 2000-х, чтобы резко начинать менять приоритеты и продвигать их через своих героев. И герои у нее совершенно, абсолютно разные. Трилогия о Живых Кораблях, самые яркие персонажи там именно женские, и нет ни намека на идею, что большая семья - это предел мечтаний. Хроники Дождевых Чащоб - пусть я и осилила пока только две с небольшим книги, но сомневаюсь, что в этом плане что-то поменяется, - многодетных матерей там тоже не наблюдается.
Не могу ничего сказать о Сыне Солдата, но в функции Молли как персонажа я на данный момент не вижу ничего, кроме предоставления главному герою спокойной и счастливой жизни, о которой он мечтал. И была она спокойной и счастливой не потому, что рядом была женщина с целым выводком детей, а потому, что рядом была женщина, которой он бредил на протяжение всей жизни. И никто другой ему этого счастья не обеспечил бы, в Фитце всегда сидело это ненормальное "а если бы", и оно всегда касалось только Молли. Все, получил сполна, теперь может move on, наконец-то.
Причем ничего для этого не сделав - сам появился, сам пришел в восторг и до абсурда настойчиво ухаживал.
Конечно, ничего не сделав. Просто он не переставал ее любить с первых детских гуляний по берегу моря. Как бы то ни было, а их связывает целая история совместных воспоминаний. Да, я не понимаю, почему Фитц ее любит, но и отрицать то, что она на протяжение всей его жизни его мысли занимала, тоже не вижу смысла. Она не появилась ведь, вся такая многодетная, только в финала "Судьбы Шута", и Фитц тут же сошел по ней с ума, за ним этот недуг с "Королевского Убийцы" был замечен)))
И мне кажется, вы слишком пытаетесь наложить образ МС на Молли
Но все ее придирки и обвинения ни разу не привели Фитца к мысли, что с теткой что-то не так
Опять же - потому что у Фитца идея-фикс. Он не думал, что что-то не так, и когда она ему ультиматумы ставила, сводившиеся по сути к "я или верность короне", после которых в итоге и исчезла из его жизни на годы и годы.
Т.е. как раз в этой невменяемости и непомерном эгоизме Молли осталась верна себе, даже дети ее не исправили
да еще за человека, к которому неравнодушна
К слову, для меня вопрос, а любила ли Молли Фитца, остается открыт до сих пор. Потому что все ее поведение говорит об обратном. Вот Баррич для нее идеальным мужем был, с ним не поистерить было.
У Молли таким «роялем в кустах» стала смерть постаревшего Баррича.
Смерть Баррича - это да, большой фейл сюжета.
Но если рассматривать ее в смысле везения Молли, то я думаю, что, останься Баррич жив, он бы просто отошел в сторону и позволил им быть вместе. В конце концов, подобная ситуация в его жизни уже была описана: ту женщину, которую он любил по-настоящему, он не просто отпустил, узнав, что она любит другого, но и стал самым верным слугой этого другого.
Но только первая. Дальше неизбежно должна была последовать другая – ему столько всего пришлось пережить и перевидеть, Молли уже не «тянула».
Должна была, если бы не одно "но": перековка. Как бы то ни было, а в этом Хобб была более чем логична. Для Фитца в плане чувств и эмоций пятнадцати-или-скольки-там лет не проходило, и на момент встречи с Молли после стольких лет он был именно тем юношей из "Странствий Убийцы", который тяжело переживает разрыв с любимой девушкой и думает о недавно родившейся дочке.
Да и Фитц не бегал каждую неделю взглянуть на любимую. Он хранил память, но встреч не искал.
Так, как бы... мертв он был для всех. Какие уж тут встречи?
И перекован. Т.е. находить удовольствие в страдании, а страдание - в отсутствие встреч, - это как раз история его жизни)))
Если вы не против, покопаюсь еще в ваших дневниках о Хобб и тоже что-то напишу.
Конечно, я не против)))
Я думаю, что Шут- кровный отец Пчелки. Вспомните, когда Фитц надел Петушиную корону, затем попытался ее снять и не смог,т.к. она превратилась в плоть и как-бы вросла в него. В короне была кровь Шута. Именно эта кровь так ярко проявилась в Пчелке.
Кровь- это память. И, я думаю, некоторые сны Пчелки- воспоминания самого Шута(бледный мальчик в лодке посреди океана, который потом продал себя в рабство, извивающиеся в море змеи). А цветы на рисунках Пчелки имели маленькие человеческие лица, как и бусины Шута.
Самое интригующее место в книге для меня - встреча Шута и Пчелки. Только прикоснувшись к ней, Шут опять начинает видеть все возможности, нити будущего. Но это же происходит и с Пчелкой! Способна ли она на это самостоятельно, либо нужна связь с Шутом? И что это за связь? Понятно стало, как Шут видел окружающий мир и каким этот мир стал бесцветным и тоскливым, когда он утратил свои способности.А можно ли их вернуть? Столько вопросов.
Конечно, только не хотелось бы злоупотреблять гостеприимством хозяйки дневника… гости ведь не всегда понимают, когда пора откланиваться, так сказать… особенно по неопытности
>Артанис ну если типировать, то ни одна героиня во всей художественной литературе этих критериев не избежит)))
Да, но только весь вопрос в степени, верно?
Артанис первый - где основание, что Хобб себя с Молли ассоциирует?
Для меня – то, что она наделила Молли некоторым количеством своих личных черт и увлечений. Часть из них довольно распространенные (огородничество, собирательство, возраст (в смысле средний, не юный), комплекция). Но есть и редкие в героинях, а потому, имхо, легко узнаваемые – многодетность. В сумме получается, конечно, не копия, но определенное сходство образов.
Артанис второй - весь секрет в том, что повествование ведется от первого лица, и это лицо любит эту совершенно обычную женщину
А кто решил, что именно такую обычную женщину он будет любить?
Артанис я, кстати, не помню особо положительных отзывов со стороны Шута
Уу-упс.. Это я забыла кавычки поставить…
Артанис не во внешности Молли дело,
Конечно, нет. То, как Фитц относится к Молли, никак не связано с тем, красива она, или нет. И мне тоже понравилась сцена на рынке, здесь для меня все правильно – Фитц просто не замечает перемен. А я писала лишь о тех моментах, когда то, что порой считается недостатками внешности (может, и не справедливо, я никого не хочу обидеть), у Хобб описывается как нечто либо положительное, либо как правильное. Выходит что-то вроде «О, какая она полная! Как сексуально!» Имхо, исходя из ее героя более точно и реалистично было бы «А разве она полная? Я и не заметил» (пардон за упрощение). Мне кажется, в этом есть тоже выдавание желаемого за… реалистичное, что ли.
Артанис Я сейчас пытаюсь понять: т.е., по-вашему, Молли стала Мэри-Сью на короткий период финала "Судьбы Шута"?.. поскольку до этого ею не была:
Да, мне так кажется. Молодая Молли – хорошо сделанная героиня, со своими недостатками и достоинствами, причем созданная именно так, чтобы читателю стразу было ясно – Фитц просто не мог в нее не влюбиться. Она была яркой, куда более уверенней в себе, чем Фитц, единственная, кто давал ему настоящее внимание или хотя бы обещал его, а тут еще гормоны играют… конечно, он влюбился. Может, Хобб и поместила в нее какую-то часть альтер-эго (судя по описаниям, самому автору этот персонаж симпатичен, с чем согласны не все читатели), но поскольку Молли, так сказать, осталась в драконе, это было не очень важно. Поэтому тут – никаких мерисьев
Затем наступает «Судьба Шута», и тут происходит, как мне кажется, разрыв и логики повествования, и логики героев. (И читатели это почувствовали, недаром было так много возмущенных писем, хотя сама по себе концовка вовсе не какая-то возмутительная).
Мне кажется, хотя, возможно, я не права, что тут все дело в том, что первоначально Хобб планировала другой конец Саги. Но в последний момент передумала, и стала на ходу перестраивать сюжет. Достали с полки Молли, хотя это и не планировалось, и тут-то ее образ (для меня) потерял реалистичность, зато приобрел то, наверное, что я и назвала мерисьюизмом, хотя, возможно, это не вполне точное определение (опаловых глаз у нее точно не появилось
Артанис К слову, для меня вопрос, а любила ли Молли Фитца, остается открыт до сих пор. Потому что все ее поведение говорит об обратном. Вот Баррич для нее идеальным мужем был, с ним не поистерить было.
Да, пока она была с Барричем, она точно была на своем месте. А любила ли она Фитца… возможно, но она, как мне кажется, из тех, кто при появлении первого ребенка сразу полностью целиком переключается на него и на себя, любимую, а мужчине места почти не остается, разве что в качестве отца ребенка… ну и по хозяйству еще…
Поздравляю всех нас с утверждением сроков выхода в свет второй книги!
Я активирую "Хатико-мод" и готовлюсь считать главы
Я давно не проверяла, но: 11 августа? или перенесли?
Раз уже и предзаказ можно сделать то вряд ли будут переносить, так что осталось всего полгода