Life on Mars я смотрела на языке оригинала, но первый сезон у меня с двумя языковыми дорожками, и в серии, где Сэм видит своего кота и зовет его "Ivanhoe", мне стало любопытно, как кличку перевели. Переводчики не обманули моих ожиданий: в их версии кот стал "Айваноу". "Ыыыы", сказала я))) Нет, я, конечно, про себя могу поиздеваться и назвать сего героя "Иванко" или даже вовсе "Ванькой", но "Айвенго" он от этого быть не перестает
Мысли по поводу финалаИ вот чем больше думаю по поводу финала, тем крепче убеждение, что все, что испытал Сэм, - это afterlife. Ну, то есть я никогда и не сомневалась, что он в коме. Для меня это было как бы аксиомой. Просто я верю в то, что возможности человеческого разума, души, энергии - называйте как угодно - безграничны, и вот эта субстанция, это внутреннее Я Сэма попало куда-то - прошлое, иная реальность, загробная жизнь. Вот в этом был вопрос: "куда именно?"
И в конечном итоге склонилась к варианту с загробной жизнью, потому что прочитала, что авторы намеренно допускали исторические ляпы в сериале, руководствуясь идеей, что все происходящее мы видим глазами Сэма, человека из нашего времени, который знает 70-е в основном по сериалам о полицейских (и по обрывкам собственных воспоминаний, конечно, но он был слишком мал, чтобы помнить все досконально).
Правда, тут тогда возникает вопрос, что там делают его родители, тетя и он сам. Но более важный вопрос: почему именно 1973? потому что тогда из его жизни исчез отец, и он на уровне подсознания хотел выяснить, что с ним произошло?
В то же время, насколько я понимаю, в 201 он сумел изменить будущее... Однако при всем при этом вариант с afterlife мне кажется наиболее логичным и многое объясняющим.И еще: я недавно смотрела допы ко второму сезону, очень понравилось все, что говорили Мэтью Грэхем и режиссер финального эпизода. Интересно было.
Даже процитирую немногоМэтью Грэхем: Мы хотели, чтобы он вернулся в 1973. Именно так и возникла вся идея с суицидом. Должен ли он его совершить? Суицид ли это? Не думаю, что с его точки зрения это суицид. Это не суицид вовсе. Он не сбегает от ответственности и от жизни. На самом деле он бежит к ответственности. Бежит, чтобы сделать то, что считает правильным. Он обещал Энни, что не оставит ее. И поэтому он возвращается.
ЭсДжей Кларксон: Это было не самоубийство, а прыжок веры*.
Мэтью Грэхем: В 2006 он чувствовал себя неприкаянным. Потерянным. По-настоящему живым он был только в 1973 - со всей той яростью, с которой ему приходилось сталкиваться и против которой бороться.
("The end of Life on Mars")
*по поводу "прыжка веры" - я не была уверена, что такое выражение в русском языке существует, пока не нашла следующее определение этого понятия в книге Мартина Бубера "Два образа веры": "поверить в то, что не составляет преемственности с прежней верой". В общем-то, лучше не скажешь.
Ну, и то, что Мэтью Грэхем говорил в интервью "Life on Mars: The answers": Когда я писал сценарий к финалу, я пытался сказать, что он умер и что сколько бы секунд жизни у него ни осталось, для него они растянутся на годы, на целую вечность. Поэтому когда он уезжает на машине, он уезжает в загробную жизнь".
А еще он сказал в "The end of Life on Mars", что сам не любит оборванных концовок, предпочитает финалы, приносящие удовлетворение развязкой. И это не может не радоватьИ просто цитаты - уже из сериала, которые запомнились. (Хочу пересмотреть еще и для того, чтобы выписать цитаты, и упорядочить в голове все впечатления, и может, отметить то, что раньше не замечала.)
читать дальше
Рэй: Но он не шевелился.
Джин: Крис тоже не шевелится, но он же не мертв.
Джин: Значит, я прав?
Сэм: Мы оба правы.
Джин: Ладно. Такой ответ меня устраивает, пока я правее тебя.
Миссис Как-там-ее (взмахивая пластинкой): Кто-нибудь любит Сантану?
Сэм (со стоном): О, Боже... (Замечает, что сказал это слишком громко, потому что к нему тут же повернулись все головы) Боже, я обожаю Сантану.
Сэм: А еще я вижу разные вещи.
Энни: Ты их всегда видишь.
Джин: Так, выясните личность убитой и отыщите убийцу. За дело. (Народ начинает шевеление). Подождите, стойте. Займемся этим первым делом завтра поутру. А сейчас время для пива.
Джин: Так, Скотти Йард пришлет нам какого-то криптоманьяка, чтобы найти в записке скрытые улики.
Сэм: Криптографа!
Джин: Один черт.
Ну и, конечно:
Рэй: Куда теперь, шэф?
Джин: В паб!
Рэй: В паб!
Крис: В паб!
Сэм (помедлив и усмехнувшись): В паб.