В книге Дианы Ибрагимовой, которая в прошлом году выиграла конкурс "Новая детская книга", аннотация предлагает окунуться в мир, в котором тысячу лет назад произошло нечто, вследствие чего люди разучились быть честными, сострадать - утратили моральный компас, словом (тут бы впору вспомнить "Санта-Хрякуса" Пратчетта, ну да ладно; представим, что в мире Сетерры таки существует атом жалости и молекула справедливости). Каждые три дня в этом мире восходит черное солнце, сжигающее в пепел все живое, что не нашло себе укрытия. А дети, которые рождаются в эти дни, считаются проклятыми, и поступают с ними - как древние спартанцы с немощными младенцами. Но именно эти дети - честь и совесть нового мира.
Это то, что обещает аннотация. Книга же, увы, с задачей создания мира не справляется. Он обрисован, да, и даже есть карта на форзаце, точность которой сомнительна (например, там нарисованы одинаковыми два острова, один из которых должен быть в два раза больше другого). В ней есть внешний конфликт - то самое пресловутое убиение проклятых детей. Но нет внутреннего конфликта, обещанного аннотацией: "обычные" люди не предстают поголовно моральными уродами, там есть человек, который подобрал младенца в лесу и вырастил его, есть наемный убийца, пожалевший свою жертву, есть другие примеры проявления тех чувств, которые они вроде как не должны испытывать (согласно аннотации, опять же, в книге про это не упоминается; разве что косвенный намек есть в описании того, как люди реагируют на театральное представление). Книга - это набор историй, разделенных во времени (они происходят с разницей примерно в 1-2 месяца), и повествование скачет между ними: вот мы наблюдаем за безногим юношей, пересекающим пустыню, вот плывем на корабле с наследным принцем, вот бежим сквозь джунгли необитаемого острова с девочкой-дикаркой и таинственным призраком, которого видит и слышит только она, вот смотрим на выступление бродячего артиста. Из-за вот этой необходимости постоянно переключаться между их историями лично мне было тяжело книгу читать, приходилось откладывать и снова браться за нее на следующий день. И сам этот сюжетный винегрет не обоснован: во всех этих историях связующим звеном является только принц Нико, при этом в историях Астре-калеки и Косички-артиста он появляется пока только вскользь, так что непонятно, к чему было искусственно перемешивать эти линии, а не скомпоновать книгу отдельными повестями.
И еще стихи. Стихи - ой. "Ой" часто не к месту и "ой" по содержанию.
Но самый главный минус книги - в ней нет никаких ответов. Вообще. Неважно, что это первая книга из цикла, - ответы должны звучать, в идеальном варианте - ответы, порождающие большее количество вопросов.
А в этой книге и герои примерно одинаковы (даже в том, как автор описывает их внешность: упоминается герой и почти сразу - цвет его волос и глаз, все), и сюжет у каждого - движение из точки А в точку Б, просто движение: всю книгу герои куда-то идут, а прологами к каждой главе звучат выдержки из черновиков учителя принца Нико (из категории "больше, больше сюжетного тумана").
И вот вроде написано неплохим языком, и задумка неплохая, но книга и ее финал не вызывают никакого желания ознакомиться с продолжением.