(с) Яков Платонович Штольман
Вот и сказочке конец, а... конец ли?
читать дальше
Совестно стало)))) решила таки дописать отзыв.Просто обрывки мыслей из черновика по мере просмотра этих серий:
* А что это Якову Платонычу так неуютно сделалось при упоминании о разыскиваемых сокровищах? когда батюшка про клад Кудеяра рассказывал, Трегубов с Коробейниковым раскрыв рты слушали, а Штольман галстук поправлял, точно душно ему вдруг резко стало (ни к чему этот жест и не привел в итоге, а все равно странно было)
*
Художник: Штерман... Шторман...
Штольман: Штольман?
Как же это художник не знает фамилии Якова Платоныча, не в первый ведь раз встречаются...
*
Штольман: Вы же художник, господин Мазаев. В любом состоянии должны подмечать малейшие детали внешности, поведения. Чем он запомнился?
Художник (подумав): Водки принес.
*
А вечный косяк, меж тем, - Синильников. Как к кому его охранять приставят, так подопечного сразу можно в нежильцы записывать.
*
Тетушка Анны: Господин Штольман! Меня Нюша прислала.
Штольман: Какая Нюша?
Вот уж - на что невзлюбила с первого взгляда, а все равно просьбу племянницы исполнила. А так - тетя делает диагноз по одному обмену фраз: не любит он тебя, Нюшенька, и все тут. А все почему? А все потому, что не признали в ней Яков Платоныч хозяйскую сестру, за экономку приняли, а в семействе этом и за меньшие огрехи (читай - запамятованное имя) обиду на всю жизнь затаивают.
*
Понравился переход повествования от одного диалога к другому (от Штольмана к Анне с ее отцом) - композиционно интересно смотрелось.
*
Вспомнили про увлечение флейтой, а вот велосипед так и остался забытым, все лето провалялся бесхозным.
*
Ох уж эта его привычка выскакивать из пролетки на ходу. Лихой, ничего не скажешь
*
Святой отец еще добр к ней был и от церкви не отлучил, хотя мог бы, а перекрестил на прощание. А то, что сказал... не мог иначе.
*
- Знаете, кто автор?
- Я убью Ребушинского.
*
А к Нине не пошел.
Но и узнав о маскараде Анны, как-то не поспешил ее тряхнуть, как грушу, чтобы в себя пришла, а сказал всего лишь Коробейникову: если ее там нет, приведите мне того Сыча, т.е. предположил, что с ней могло что-то случиться, но поухмылялся и пошел дальше, а разбираться оставил помощника.
*
И на кладбище спокойно так одну отпустил...
*
Зато после - бросился в одиночку. Глупо, но браво. Мог и подкрепления дождаться (явно ведь именно он за ним и отправил), да только тогда поздно бы было.
*
- А теперь что?
- Вызывайте подкрепление: Наполеона, Кутузова, Македонского, - всех сюда.
Вот так просто - и пошутил, но и без издевки, обреченно просто.
*
Глупо как-то с ритуалом получилось. Почему было не закончить его, обезоружив Штольмана?
*
Вспомнили часть героев, которым помогла Анна. Красиво было. По-рождественски. И как прощание. Как самое что ни на есть осязаемое доказательство - не зло она, не ошибка, - благодаря ей одни в посмертии покой находят, а другие - счастье свое при жизни.
Претензия у меня только одна. Финал.
Не слили - за то, конечно, поблагодарить можно было бы, да только не буду. Потому как не финал это. Ни открытый, ни клифф, просто серия, ставшая последней, в которой только больше туману напустили, как будто и без того его не хватало. Будь он открытый - хвалила бы, на клифф бы ругалась, да, но не привыкать нам к клиффам. Тут же - полное ощущение, что снимали (а то и переснимали) с мыслью о неизбежности продолжения.
Да хоть бы и так. Беда-то в другом. Арку сезона не закрыли ни с какого боку, ни одного ответа не прозвучало (кроме подтверждения, что работал таки Штольман на контрразведку, но так то уже для всех, кроме, разве что, Анны и тех из зрителей, кто и слова-то такого не знает, давно очевидно было). И вот это очень-очень плохо. Вот прямо как пособие начинающему сценаристу "Как снять полсотни серий и последней доказать, что держалось все только на актерах: 56 советов о том, как не нужно писать сценарий".
Можно простить ляпы анахронизмов и местами засыпающую логику - актеры вытягивали на зависть другим отечественным проектам, но вот висящих на стене, мозолящих глаза, но не выстреливших ружей забыть уже не получится.
Кто таки убил Курочкину и князя? Один человек, судя по modus operandi (Жан или шестерка Увакова, не так уж и важно). По указке роковой N, судя по тому, как вдруг открыто, не таясь, она заговорила с Брауном, переходя на откровенный шантаж. Шантаж, к слову, не слишком-то умный, неудачной импровизацией попахивающий, - для такой сети, которая больше года плелась. Так почему хотя бы этот ответ открыто не прозвучал? Ходили вокруг него, бродили, да так и забыли, за призраком Штольмана гоняясь.
Почему таки Жан Анну пожалел, хотя до последнего убить собирался?
Кто такая Элис? (Идея, что не настоящая она дочь английского шпиона, мне по-прежнему нравится и по-прежнему кажется самым логичным объяснением творящегося в сюжете хаоса.) Агент Варфоломеева? Но как-то тогда инертно она себя в доме князя вела вместо того, чтобы в доверие втираться, к чему такой гамбит и побег, если после под прикрытием возвращалась и что-то вынюхивала?
И такой ли простачок Милц? Таки говорил он Увакову только то, что тому помочь никак не могло, и выглядело оно больше как старое-доброе: "Они меня пытали, Алиса, но я им ничего не сказал".
Тот же фельдшер его, благополучно оставшийся в тени: кто таков, откуда взялся и куда делся?
И что не спится-то всем от этой синей тетради, даже когда она оказалась, вроде бы, найдена? что там могут быть за секреты - в ней ли, в шифре ли, - что и спустя 10 лет актуальности не теряют? Да и шифр тот - ну, не гениальный ведь, даже по описанию, его и отчисленный студент-математик на раз-два дешифровать смог, а у Разумовского связи были с умами намного более великими (не зря, кстати, он их у себя собрать пытался, случай вот только все планы порушил).
В какой момент Штольмана завербовали? Понятно, что интерес он представлял исключительно один: являлся Ахиллесовой пятой одной английской шпионки. Потому его и во все тайны не посвящали - он должен был знать ровно столько, чтобы в ситуации ориентироваться. Но в какой момент? Больно уж известен он среди фартового люда своей азартностью - так, как будто специально образ создавался (подчеркивая, безусловно, то, что и без того там было - попойка с Ферзем, думаю, всем памятна). Но, в общем-то, если и не до первой дуэли с князем, то сразу после - уж точно (подозрительно, однако же, упоминание, что и на первой дуэли он в воздух стрелял).
И куда Штольман делся? Все основные игроки руками развели. Варфоломеев, разве что, поднамекнул, что в Питере искать надо, но и он точно не знает (про Питер, кстати, идея годная: локацию сменить хотя бы на время не помешало, потому что все полторы улицы и выдаваемые за все новые и новые особняки три дома Ленинских Горок уже узнаются в полприщура).
Дар Анны - почему долгое время не проявлялся, что катализатором к пробуждению послужило?
И нагнетание ситуации с ним - тоже к чему было, если пшиком обернулось? сама идея про народ с факелами и вилами была интересной, но в данном случае не выгорела: не так у нас в провинции к ведьмам относятся, чтобы их во всех бедах чернить и про какие-то там стекающиеся темные силы шептаться, не Европа, чай, с ее памятью костров инквизиции, вот если бы кто по злому умыслу, намеренно подстрекательством занимался (и не так желтогазетно, как Ребушинский), настраивая против Анны, чтобы это после в своих целях использовать, тогда поверить можно было бы, но тут этого не заметно было: адепты были сами по себе, Ребушинский - сам по себе, а тут слушок будто сам появился, причем на пустом месте, как книжица та про спиритизм, которую вдруг искать бросились и сразу про нее забыли, так и тут - вдруг все скопом заговорили про не вдруг возросшую статистику преступлений. И что в итоге? А ничего.
И вот это "а ничего" по сути финалом и стало. По всем вопросам - "а ничего".
Ладно хоть про дар подтверждение показали, что не лишилась она его. Всяко не единороги призраки, какое им дело, с девицей разговаривать или с уже нет. Видно, просто изменился дар вслед за ней самой, по-новой привыкать придется.
Про актеров и персонажей пару слов скажу.
Актерам - честь и хвала. Вот правда. Смотреть одно удовольствие было.
И Штольман, наверное, не нравился бы мне, если бы не обаяние Дмитрия Фрида. Но даже несмотря на него, обаяние это, к персонажу-то у меня претензий поболе, чем ко всем остальным будет. И объяснить их могу (где-то службой отечеству, где-то привычкой всегда в одиночку со всем справляться и не доверять никому), а принять не получается, все одно - упреком выходит. Хотя и прогресс был огромный. И пожелание только одно - чтобы сумел довериться той единственной, которая ни за что не предаст, а больше никому и не надо, - и поверить, не логикой поверить, как сейчас, а как тогда, когда против Ферзя выстоял, поверить, что мир огромнее и удивительнее, настолько, что земля из-под ног уплыть готова.
А вот Анна была прекрасна от и до. Мало о какой героине я такое скажу. Сильная, смелая, проницательная, чуткая. И огромный путь от девочки-сорванца до мудрой женщины, готовой драться за своего мужчину против всего света. И ждать. И быть готовой, как Марьюшка за Финистом - ясным соколом, в поисках трое башмаков железных износить, трое посохов железных изломать, трое колпаков железных порвать, а когда страшно - идти вперед, не оглядываться.
Коробейников вышел идеальным Ватсоном: любознательным, мотающим все на ус, даже когда оные усы сбрил, преданным. Влюбленным в Анну так, что только и остается, что пожелать от этой хвори излечиться, сам ведь понимает, что не ждет его ничего тут.
И Трегубов преинтереснейшим персонажем получился. Из тех, которые своих подчиненных позволяют костерить только себе, и бультерьером готовые за них сцепиться со всеми остальными, кто посмеет дурно отозваться: что в деле про суд присяжных это было видно, когда в глаза он Штольмана в хвост и в гриву, а перед прокурором - выгораживал, что в последнем деле, когда, лис хитрый, поняв, что темнит Уваков, зубы ему заговаривал, делал вид, что простак из провинции поверил неумелому, неумному выворачиванию фактов, а по сути просто время тянул, тяжелой артиллерии дожидаясь, потому что некому больше было отдать распоряжение полковника Варфоломеева известить обо всем.
Родных Анны не вспомнить нельзя. Хорошие получились. Настоящие. Жаль только, Петра Ивановича услали, но будем надеяться, что еще вернется.
Да и в принципе надеяться, что все они - еще вернутся.