Вдогонку к отзыву по 2.01 "Элементарно".
Джоан: Знаешь, мне тут пришло в голову, - раз уж мы в Лондоне, то можно перейти к шагу номер девять.
Шерлок: Шагу номер девять? По-твоему, сейчас самое время просить прощения у людей, которые из-за меня пострадали?
Мне понравилось, как отразилось название серии в разговоре Шерлока с Лестрейдом и его перевертыше в диалоге с Майкрофтом.
Лестрейд - человек, уважаемый Холмсом (правда, судя по происходящему, уважаемый непонятно за что), человек, чьим мнением он дорожит настолько, что поступившись гордостью и логикой, загодя готовит письменное извинение, целиком беря на себя вину за его непомерные амбиции и превратившееся в зависимость желание быть героем в глазах СМИ и публики.
Шерлоку нелегко было завести разговор об искуплении, нелегко было достать из кармана бумажку с заготовленной речью. И что он получил в ответ на свою откровенность? Эгоистичную попытку нажиться на его чувстве вины.
Лестрейд: А я ведь придумал.
Шерлок: Что придумал?
Лестрейд: Как тебе попросить у меня прощения. Позволь сказать, что я сам обо всем догадался в этом деле, и мы будем квиты.
И разговор с братом - человеком, перед которым виноват на самом деле, но извиниться перед которым не дает ослиное упрямство. Майкрофт оказался мудрее и взрослее.
Майкрофт: Теперь мы в расчете. А значит, я могу сказать, что прощаю тебя. За все. Желаю тебе благополучно вернуться в свои колонии. И помни, что теперь между нами все иначе.
Он сделал выбор за Шерлока в том, как тому отплатить за разрушенную когда-то помолвку: простого прощения Шерлок бы не принял, а вот разорванное в клочки хламье, дорогое, скорее, как память (а иначе не пылилось бы в Лондоне столько времени: после реабилитационного центра прошли месяцы и месяцы, а и мысли не возникало попросить, чтобы ему хоть что-то из тех вещей на новый адрес выслали), стало символичной местью, откупом, устроившим обоих. Позволило Майкрофту быть услышанным, а Шерлоку осознать всю искренность слов.
И просветленное лицо Шерлока, заходящего с Джоан в вагон поезда, дорогого стоит.