В одной из книг, которую когда-то брала с собой в командировку, наткнулась на самодельную закладку из карты метро Парижа, и вдруг, впервые, пришло четкое осознание, что это уже в прошлом.
Где-то по дому разбросаны и ждут своего часа быть найденными и выкинутыми и карты пригородных поездов Мюнхена, и протертая до дыр на сгибах карта дорог Райнмюнстера со Шварцвальдом, и расписания автобусов и электричек из Экса в Марсель. Четыре года это все было огромной частью моей жизни - я была не только переводчиком в этих поездках, но и организатором, и экскурсоводом, эмпирически изучив, что представляет наибольший интерес (как то: для большинства Европа - это Эйфелева башня, как это ни удручающе звучит, а самое главное - привезти "черный квадратик", магнитик то бишь, всем родственникам и знакомым).
Разное было. Смешное - как вручную выталкивали минивен с подземной стоянки в Париже, в которую не проходили по высоте. Веселое - как когда мня носили на руках и дарили цветы на заправке. Удручающее - как когда приходилось общаться с полицией из-за неподобающего поведения некоторых индивидов. Грустное - как когда приходилось краснеть перед партнерами за упившихся коллег.
Разное было. Спрыгнувший с парома, идущего к острову Иф, парень, который спасал упавшую в воду собаку. Узкая горная дорога к замку О-Кеннигсберг, скрытая густым туманом, и сам замок, утопающий в нем и оттого лишенный посетителей, став совершенно, восхитительно сказочным. Мягкая шерсть ламы, доверительно ткнувшейся в ладонь на страусиной ферме в Шварцахе.
Разное было. Но нет ни капли грусти, что все это уже в прошлом. Осталось дождаться, когда все оформят документально. И двигаться дальше.