По книгамВ преддверии выхода первой части последнего фильма я решила Поттериану дочитать, а то впечатления от "Ордена Феникса" были печальными, желания браться за 6-ю книгу не было совсем.
Я была удивлена тем, каким Роулинг представляет Дамблдора в седьмой книге. Просто было странно, что наконец озвучилось все то, что на протяжении шести книг так раздражало в персонаже и на что остальные герои упорно закрывали глаза, считая его чуть ли не созданием с нимбом и перышками.
В седьмой книге наконец-то стал приятен Гарри как персонаж - в те моменты, когда у него включалась соображалка и когда он начал ставить, наконец, под сомнение все то, что говорил ему Дамблдор.
По событиям шестой и, в особенности, седьмой книг вторым любимым персонажем после Луны (даже скорее - наравне) стал Невилл. Пожалуй, это единственно полноценно развивавшийся в книгах герой, который прошел огромный путь от неуклюжего мальчика до уверенного в себе юноши, настоящего героя, который hero.
И должна признать, что я ждала того же для Драко. К тому были все посылы. Но - не случилось. Он до последней главы остался мелким предателем, не способным толком принять ничью сторону: рядом с Волдемортом он явно чувствовал себя не на своем месте, ему были неприятны пытки, в которых находили удовольствие другие Упивающиеся Смертью; однако же в школе он с гордостью именовал себя приспешником Темного Лорда и, более того, боролся на его стороне. Драко - из тех персонажей, которые явно переросли замысел автора, но автору не хватило смелости это признать. И все-таки - нечто такое пробилось в эпилоге, когда Драко кивнул Гарри и компании.
Но эпилог же показал, что волшебный мир в очередной раз прошелся по граблям, не выучив урока: все то же идет разделение в школе на факультеты, все так же презрительно "храбрецы" отзываются о зачислении в Слизерин. Хогвартс - благодатное место для воспитания черных магов: там не просто ничего не делают для избежания повторения произошедшего с Томом Реддлем, но и упорно продолжают культивировать благоприятные тому условия.
Мне очень не понравился момент из финала 7 книги, когда на предложение уходить или драться за Хогвартс, вся слизеринская толпа подхватилась и пошла прочь.
Про перевод: седьмую книгу мне пришлось читать опять в варианте Росмэна - какая же гадость! местами там четко видно, что смысл искажен до неузнаваемости, но догадаться о первоначальной мысли не представлялось возможности. Но на эпилоге я взвыла, прочитав, что Невилл стал профессором зельеварения, и отправилась на Википедию за опровержением. Википедия опровергла. Переводу - презрительное "фе".
Пара слов по поводу некоторых моментов.
"Может, уберете эти чертовы штуки?" - говорит дядя Вернон Дамблдору, заявившемуся к ним в дом и совершенно недостойно своих седин заставлявшему бокалы тыкаться в лицо Дурслеям. Непонятное ребячество. Неприятное мне как читателю.
- Я и сам такую получил, - снова улыбнулся Дамблдор. - Ты извлек из нее что-то полезное?
- Не особенно.
- Я так и думал.
Как мило. Не, я посмеялась такому неприкрытому стебу над Гарри. Но тут еще и отношение Дамблдора к умственным способностям Гарри показано весьма недвусмысленно.
"Понимаешь, министерство хотело откомандировать бригаду авроров, но Дамблдор сказал, что меня и одного хватит, - Хагрид гордо выпятил грудь".
Вот это было просто шикарно: особенно настаивать на том, чтобы мальчика, за которым гоняется самый опасный волшебник на свете, защищал недалекий, простой, как три рубля, маг-недоучка.
"- М-да, Гарри Поттер… Ты, конечно, любимчик Дамблдора, и потому очень самоуверен. Напрасно. Дамблдор не всегда будет рядом.
Гарри с насмешливым видом завертел головой.
- Ой… смотрите-ка… его и сейчас нет! Так почему не попробовать? Вам подыщут камеру на двоих с недотепой-мужем.
Малфой в ярости кинулся на Гарри, но споткнулся о слишком длинный подол. Рон громко расхохотался.
- Не смей так разговаривать с моей матерью, Поттер! - рявкнул Малфой.
- Успокойся, Драко, - остановила сына Нарцисса, положив тонкие белые пальцы ему на плечо. - Думаю, Поттер воссоединится с дорогим Сириусом много раньше, чем мы с Люциусом".
Вот тут, в этом разговоре, Гарри и Нарцисса ведут себя как двое детсадников, стараясь обидеть побольнее. Рон со своим гоготом просто неприятен. Понятна только реакция Драко, бросившегося защищать мать.
Пара слов о Волдеморте. За то, что он вернулся, за то, КАК он вернулся, и за то, к каким это привело трагедиям, которых можно было бы избежать (или хотя бы значительно их количество и масштаб уменьшить), - спасибо во многом нужно сказать и Дамблдору. Который якобы все время подозревал в чем-то таком Тома Реддля во время обучения того в Хогвартсе, но пальцем о палец не ударил, чтобы ситуацию изменить. Ну, тут пусть - скажем, он думал о нем все-таки лучше, чем оно в итоге оказалось. Но потом-то он точно так же не ударил пальцем о палец в развенчании создаваемого культа вокруг Волдеморта. А культ создался нехилый: люди боялись даже имя его произносить, даже те, кто был старше Волдеморта, это ж как - и ЧЕМ - нужно было так зомбировать всех? А Дамблдор, у которого на руках была вся информация, ровным счетом ничего не делал, чтобы что-то изменить: предай он огласке информацию о том, что Волдеморт был Томом Реддлем, полукровкой, и одним махом изменил бы расстановку сил. Упивающиеся Смертью первые от своего лорда и отвернулись бы.
Про Слагхорна и ложное воспоминание. И про то, как Дамблдор отправлял Гарри добыть правильное, потому что без него не имеет смысла предпринимать что-либо дальше. (И миллион восклицательных знаков после этой душераздирающей просьбы-приказа.) Пардон, конечно, но единственная ценность данного воспоминания - в ликбезе читателя по поводу крестражей. Дамблдору учить мат.часть в исполнении Слагхорна надобности не было. То, что Реддл вынес предположение: "А если на 7 частей?" - так сие предположение тоже ценности собой не представляет. Во-первых, разговор происходит ДО того, как Волдеморт себе начал душу на куски кромсать, и его вопрос - всего лишь вопрос, а не констатация свершившегося факта. А во-вторых, учитывая, что Дамблдор кичился тем, что знает Волдеморта - во всяком случае, его тягу к символизму чего бы то ни, - так можно было догадаться (именно Дамблдору - не читателю), раз для волшебников 7 - опупенно особенное число, а крестражей обнаружилось и было уничтожено уже 2 штуки (что уже являлось прецедентом), что именно на семи штуках Волдеморт и зациклится. В чем был смысл всех тех глав, в течение которых Дамблдор не давал Гарри бегать за Молфоем (уж на что я не слэшер) и тряс с него это воспоминание? От того, кстати, как Гермиона и Рон упорно отказывались верить, что Драко что-то затевает, - и этот разговор повторялся снова и снова, и снова... - хотелось биться головой о стол.
Про учебник Принца-полукровки. Это был бы прекрасный образец того, какими могли быть отношения Гарри и Снейпа, не будь Гарри - Поттером, если бы не одно "но": Снейп унижал всех учеников, кроме слизеринцев. Вспомнить того же Невилла. Автор слишком очерняла образ героя, у которого втайне была весьма благородная цель. Если рассматривать его поступки - человек он в самом деле был не самый приятный, с тяжелым характером и очень нехорошей особенностью отыгрываться на тех, кто беспомощен. При этом я уверена, он, будучи директором Хогвартса, сделал очень многое, чтобы защитить детей - особенно тех отличившихся, что стащили (поддельный) меч Гриффиндора.
И был еще момент в седьмой книге из воспоминаний Снейпа, когда он, разговаривая с Дамблдором, выпускает куда-то своего потронуса. Возник вопрос: куда он того патронуса послал и зачем? (или то опять были косяки перевода...)
Первым моим вопросом, возникшим после смерти Дамблдора и до сих пор мучающим, было: почему Гарри не поговорил с портретом Дамблдора? не выяснил все то, что хотел выяснить? вряд ли ведь портрет продолжал бы плести интриги. Хотя кто их, портреты эти, знает, конечно)))
"Поскольку пользоваться магией в вашем доме небезопасно - Гарри еще не достиг совершеннолетия, и такой поступок может дать Министерству повод для его ареста".
Муа-ха-ха, сказала я на это))) что-то раньше никого это не останавливало. Дамблдора того же год назад - с бокалами своими.
"— Привет, Гарри! — сказала она.
— Э-ээ… меня зовут Барни, — ответил впавший в замешательство Гарри.
— О, так ты и имя переменил? — весело спросила она.
— Но как ты меня узнала?..
— Да просто по выражению лица, — ответила Полумна".
Луна
Подвал в доме Малфоев привел в восхищение тем, насколько там слышно все, что происходит наверху.
И еще один шикарный момент был: Гарри, Рон и Гермиона направляются в Выручай-комнату, и Рон говорит, что прежде нужно предложить домовым эльфам эвакуироваться, Гермиона, услышав подобные речи, радостно бросается Рону на шею, и - они спокойно продолжают разговор, переведя его на крестражи.
Гарри, притворяющийся мертвым и глядящий на реакцию знакомых - воплощение детских угроз "вот умру, и будете плакать". Ну, правда же)))
И не поняла я финта ушами с этой Бузинной палочкой. Какие-то сплошные противоречия с ней связаны. С одной стороны это супер-пупер палочка, способная одолеть саму Смерть, ею стремятся завладеть, потому что она якобы непобедима. И одновременно с тем - она может перейти к другому владельцу только в поединке. Это как? И уж тем более непонятно, каким образом то, что Гарри отобрал у Драко обычную палочку, стало автоматически означать, что и Бузинная палочка теперь считает его владельцем.
Но вообще больше всего (ну, кроме смерти Добби...) я расстроилась в книге из-за того, что у Гарри сломалась его волшебная палочка, так что хэппи-энд тут у меня свой)))
Что понравилось:
- как Кикимор ведет домовых эльфов на битву, призывая драться за хозяина, надежду и оплот домовиков - и не успеваешь удивиться, как дальше он выкрикивает "за хозяина Регулуса!" - и нельзя сдержать улыбки)))
- как Снейп перед смертью хочет увидеть глаза Лили; очень напомнило Уэсли и Фред-Иллирию...
- Невилл, Невилл, Невилл...
По фильмуПо фильму.
Что не понравилось:
- то, что вырезали все сомнения Гарри по поводу Дамблдора, его осознание того, что он все это время был марионеткой, и его моменты озарения - короче, все то, что в книге заставляло менять к Гарри отношение; но, может, это во второй части еще будет
- разговор Волдеморта и Гриндевальда в тюрьме; там, где в книге старый волшебник постарался искупить свою вину, в фильме он ничего подобного не сделал
- то, что вместо применения "Крусио" Беллатрикс Гермионе на руке вырезала слово "грязнокровка"; просто в книге оно было намного, намного страшнее...
Что понравилось:
- то, какими были показаны Билл и Флер, особенно в моментах, когда они сели на тестрала и на свадьбе (сам Билл был довольно-таки страшненький, и шрамы тут ни при чем)
- как Гарри, пытаясь подбодрить Гермиону, начинает с ней танцевать
- "Добби не может убивать. Добби может только покалечить" (Добби был крут, да)