Quite Contrary
Очень спонтанно и очень внезапно для самой себя дочитала "Странствия Шута". Восемь месяцев на это потребовалось. И еще неделю назад я бы не поручилась, когда это в принципе произойдет. Да что там, два дня назад не поручилась бы.
Но, как бы то ни было, дочитала. Пытаюсь теперь понять свои впечатления. И пока не очень готова ими делиться, наверное, потому что не самые они положительные. Хотя в черновике несколько листов исписано - и далеко не руганью.
Но если кратко и о главном: последние глав пять - то, ради чего стоило упрямо жевать и продираться сквозь все те 30 с лишним до них. Книге отчаянно не хватает нормальной вычитки, которая отправила бы под редакторский нож тонны воды, когда автор увлекалась и уходила в повторы и бесконечные пересказы по кругу одного и того же или в описание ненужной рутины.
Но - последние пять глав принесли если не надежду, то хотя бы желание вернуться к продолжению этой истории через год - и не просто для галочки.
Здесь, в финале, наконец-то прозвучали намеки на более удовлетворительное завершение линии Верити (или хотя бы на чуть бОльшее количество ответов), здесь впервые за всю книгу я наконец-то узнала Шута, услышала его, пусть и в одной-единственной сцене (наутро после того, как они откушали волшебного чаю от Рейна и Малты). Наконец-то Фитц встретил Янтарь, а не просто вскользь увидел-услышал ее в случайно подслушанном разговоре (и наверное, я никогда не устану от вводящих Фитца в ступор намеков тех, кто общался с Парагоном, что Фитца они давно знают). И конечно, восстановленная связь - безотчетной попыткой удержать того, кого любишь, рядом, не дать его сознанию навсегда покинуть тело.
И именно здесь прозвучали две самые-самые цитаты:
для кого-то спойлеры

@темы: с_прочтением, робин хобб

Комментарии
01.05.2016 в 13:11

— You're an idiot. — I know! That's why I'm worried! (c)
А я вот никак не возьмусь даже первую книгу читать. Подожду последней и буду надеяться, что финал всё искупит. Но интересно было бы почитать ваш подробный отзыв.
Это Даша, мы с вами "Судьбу Шута" обсуждали сто лет назад, если помните
01.05.2016 в 14:35

Quite Contrary
J.Pole, ко мне на "ты" можно:) и конечно же, я помню! буквально в прошлом месяце, когда в Питере была и разговор о Хобб зашел, вспоминала:)
А отзыв я и сама хочу написать - надеюсь, дойдут руки)))

А я вот никак не возьмусь даже первую книгу читать. Подожду последней и буду надеяться, что финал всё искупит.
На самом деле это очень мудро, потому что новая трилогия пока что выходит, мягко говоря, неровной. И такое ощущение, что автор вроде и хотела продолжение написать, но так и не придумала - о чем, поэтому в книгах если что-то и происходит, то под самый-самый конец. Вышедшие две книги спокойно можно было объединить в одну, уменьшив при этом суммарный объем раза в три, если не в четыре. В "Странствиях Шута" как таковых странствий и нет (в финале они только и начинаются, и то... бестолково как-то, но уже и этому радуешься), а 2/3 книги занимает описание событий недель, так, двух, причем не происходит ровным счетом ничего нового: Пчелку (младшую дочь Фитца) везут и везут куда-то, а Фитц сначала не в курсе, что ее вообще похитили, поэтому ест-пьет-ухаживает за Шутом, потом узнает и ест-пьет-бестолково мечется по страницам каким-то Броуновским движением. И - одни и те же разговоры и пересказы одних и тех же событий разными людьми. В общем, все это довольно утомительно читать, а то, что Шут сам на себя не похож, дополнительное расстройство приносит.
01.05.2016 в 14:57

— You're an idiot. — I know! That's why I'm worried! (c)
Да, я ж потому и не читаю, что успела себе проспойлерить всё, что можно - и практически все критикуют то же, что и ты. А вообще у меня это уже примета - если долго чего-то ждешь, потом обязательно разочаруешься. Очень жаль, потому что у мира потенциал богатый, и даже с Фитцем и Шутом было куда двигаться. И огорчает эта страсть своих героев помучить: я ни в коем случае не считаю, что всегда должен быть хэппи-энд и все такое, но когда у автора единственный способ развития персонажа - это как следует его попытать... как-то meh.
Ну да ладно, надежда умирает последней. Может, Хобб нас еще удивит.
01.05.2016 в 15:26

Quite Contrary
А вообще у меня это уже примета - если долго чего-то ждешь, потом обязательно разочаруешься.
Да, чаще всего так и бывает. Но изредка случаются исключения. Как вот у меня с "Последним Испытанием" было.
Но чаще всего именно разочарование.
При этом я не могу сказать, что новая трилогия вызывает у меня явное разочарование. Я ей благодарна, как минимум, за встречу Фитца и Шута, исправившую тотальную несправедливость "Судьбы Шута". Потому что все равно: одно дело - верить, что она будет, искать и находить намеки на нее в авторском тексте, и совсем другое - читать о ней. И благодарна за то, что Фитц как изменил свое отношение к Шуту в "Судьбе Шута" на полное принятие - во всем, без границ и оговорок, так и спустя десятилетия разлуки остается этому отношению верен.

Очень жаль, потому что у мира потенциал богатый, и даже с Фитцем и Шутом было куда двигаться.
У Хобб, по ее словам, хронология мира продумана на годы в прошлое и будущее. Но не знаю. По новой трилогии это пока ощущается слабо.

но когда у автора единственный способ развития персонажа - это как следует его попытать... как-то meh.
Угу. При том, что - в данном конкретном случае - оно и развитию-то не способствовало. Это была какая-то пытка ради пытки - неумная и нелогичная: Шут к ним сам пришел и информацией с охотой делился, но товарищам втемяшилось в головы, что он их обманывает. Откуда? с чего? почему? Автору захотелось проиллюстрировать, что злодеи в белом душой чернее ночи, а другого способа не придумалось, видимо.

Ну да ладно, надежда умирает последней. Может, Хобб нас еще удивит.
Ну, она когда-то в прошлом, что ли, году намекала, что ей пришло в голову, как, используя уже то, что написано, связать события с тем, к чему она хочет, чтобы они пришли в финале, и над чем она долго ломала голову, потому что этот мостик-связь никак не находился. И она сама прямо восхитилась, как все кусочки в общую картину укладываются.
Но я уже ни на что не надеюсь, честно говоря. После этих двух книг - уже нет. Я не знаю, что с ней произошло, но из книг ушли психологизм и многослойность, когда читаешь, и хочется запомнить каждое слово, потому что ощущение такое, что за ним скрывается множество тайн.
А остались только маниакальная сосредоточенность на рутинных мелочах и стремление как можно подробнее описать каждую деталь.
Я не читала трилогию "Сын солдата", поэтому не могу сказать, было там такое или нет, для меня это началось в "Хрониках Дождевых Чащоб", когда скрупулезно описывался чуть ли не каждый километр продвижения по реке.
01.05.2016 в 15:37

— You're an idiot. — I know! That's why I'm worried! (c)
Я ей благодарна, как минимум, за встречу Фитца и Шута, исправившую тотальную несправедливость "Судьбы Шута".
Вот поэтому я крест и не ставлю, и все-таки жду последнюю книгу. Если их линию правильно закончат, это будет самое главное.

Я не знаю, что с ней произошло, но из книг ушли психологизм и многослойность, когда читаешь, и хочется запомнить каждое слово, потому что ощущение такое, что за ним скрывается множество тайн.
Вот у меня есть теория, что это из-за такого долгого перерыва. Мне кажется, она изначально собиралась 4 трилогию сразу после 3 писать, но передумала из-за того скандала. Хотя может и просто исписалась, от такого никто не застрахован, к сожалению.

Я не читала трилогию "Сын солдата", поэтому не могу сказать, было там такое или нет
Я читала первую книгу и мне вполне понравилось. Правда, я как раз "Чащобы" не читала и не могу сравнить. Но в "Солдате" был интересный мир, выпуклые персонажи, сюжет, хоть и медленно, но развивался, и конфликт интересный намечался.
01.05.2016 в 18:05

Quite Contrary
Если их линию правильно закончат, это будет самое главное.
Да, у меня ровно такое же отношение к данной теме. И, честно говоря, тут я в Робин Хобб верю. Ну, то есть, если она им какой-то капец в финале пририсует, то я буду более чем удивлена и разочарована.
Потому что у меня от этих двух новых книг самое сильное ощущение: она мощно так завершает для Фитца все сюжетные линии, помимо линии с Шутом.
Фитц прожил долгую и спокойную жизнь с Молли - этот гештальт закрыт полностью, и на него ушла, наверное, половина первой книги.
А вторая - и это то, о чем я хотела в отзыве написать, - создает впечатление сжигаемых мостов, соединяющих его с семьей Видящих. 2/3 книги - как наведение порядка в делах перед тем, как уйти навсегда. Фитц и внутренне настроился на то, что не вернется, но он-то думает, что погибнет, а я все-таки предполагаю, что не все так просто будет.
И в Баккипе для него не осталось ничего:
- в Ивовом Лесу не осталось ничего, кроме воспоминаний и могил,
- его признали при всех принцем, восстановив доброе имя, а молодость объяснив тем, что, якобы, все это время среди истинных Элдерлингов жил, и по официальной версии, якобы, к ним же и отправился (т.е. для обитателей Шести Герцогств он уже ушел в страну легенд и героев),
- он попрощался с Кетриккен, и она поблагодарила его за сына - т.е. созналась, что всегда знала о том, что они поменялись на одну ночь телами с Верити, одним грузом на душе Фитца меньше, хотя он и сознался, что сам не понимает, легче ли ему стало)))
- Чейд после неудачного перехода через Камни-Свидетели все больше слабеет умом и стареет на глазах, прощание с ним было трогательным: Чейд признал в Фитце мастера и назвал его лучшей из ошибок Чивэла, и еще добавил на озабоченность Фитца тем, что Розмари какую-то свою игру ведет, что его тайники не открыть никому, кроме, разве что, Фитца,
- отношения с Неттл продемонстрированы как очень не близкие, плюс, у нее вот-вот свой первенец родится,
- с остальными детьми там дистанция в отношениях еще больше, только Пчелка у него и остается,
- и вишенкой на торте: Дьютифул снял с него обязанности королевского убийцы, пафосно (и наивно) заявив, что его правлению шпионы не нужны; Фитца, конечно, как пыльным мешком по голове огрели, когда он это услышал; в том диалоге примечательно, что Фитц так и не сказал, как того хотел Дьютифул, что отныне он, Фитц, будет принцем ФитцЧивэлом Видящим, он ответил только готовностью соответствовать этому имени.
И даже прощальные письма (как Верити) подготовил.

Вот у меня есть теория, что это из-за такого долгого перерыва.
Да, я тоже так думаю.

но передумала из-за того скандала
И у меня еще ощущение, что Шут так сильно пострадал отчасти из-за него же. Может, я и ошибаюсь, но ощущение такое.
01.05.2016 в 19:58

— You're an idiot. — I know! That's why I'm worried! (c)
- он попрощался с Кетриккен, и она поблагодарила его за сына - т.е. созналась, что всегда знала о том, что они поменялись на одну ночь телами с Верити
Ого, вот этого я не знала. Ничего себе.

Потому что у меня от этих двух новых книг самое сильное ощущение: она мощно так завершает для Фитца все сюжетные линии, помимо линии с Шутом.
Интригующе звучит. Вряд ли это только для того, чтобы убить их. Читала я теорию, что они закончат в реке Скилла, надеюсь, Хобб не по этому пути пойдет.

И у меня еще ощущение, что Шут так сильно пострадал отчасти из-за него же.
Ух, как же я такое не люблю! Когда в угоду обиженным читателям/зрителям, или наоборот, в пику им же, переписывают историю.
01.05.2016 в 20:44

Quite Contrary
Читала я теорию, что они закончат в реке Скилла, надеюсь, Хобб не по этому пути пойдет.
Я тоже. Да и глупо это было бы, если честно, потому что в ее описании этот поток никогда не был чем-то... умиротворяющим (сравнить с тем, как описана смерть Ночного Волка или смерть Пейшенс, когда сразу становится ясно, что они уходят туда, где им будет хорошо). Наоборот, Скилл всегда описывался как наркотик, и ничего хорошего с тем, кто потоку поддастся, не будет по умолчанию. Он просто сгинет, потеряется навсегда.
Я даже создание каменных драконов как извращенную магию воспринимаю. И еще и поэтому надеюсь узнать чуть больше о судьбе Верити, все равно Хобб его явно отрыть решила.
И еще про поток Скилла. Когда в финале "Странствий Шута" Шут восстанавливает с Фитцем связь Скиллом, дотрагиваясь до него своего светящейся магией рукой, он как раз и пытается удержать того от того, чтобы его не унесло в потоке Скилла, и я не увидела, чтобы Хобб эту участь описывала как завидную.
У Пчелки одним из пророческих снов описываются два волка, которые бегут к лесу. И она отмечает, что завидует их безграничной свободе и единению (используется то самое complete, которым описывалось их состояние единения во время поцелуя). Думаю, это и будет финал, в какой бы форме они эти свободу и счастье ни получили.

Ух, как же я такое не люблю! Когда в угоду обиженным читателям/зрителям, или наоборот, в пику им же, переписывают историю.
Да... но с другой стороны, ей нужно было и как-то воплощать исполнение пророчества из "Странствий Убийцы" - о том, что Изменяющий будет предан тем, кто его любит и кому он доверят, а ребенок Изменяющего будет этим же "тем" передан в руки врагов. А здесь он был предан после месяцев или даже лет пыток. Не утешает, конечно, но и язык обвинять Шута не поворачивается.
02.05.2016 в 12:54

— You're an idiot. — I know! That's why I'm worried! (c)
Да... но с другой стороны, ей нужно было и как-то воплощать исполнение пророчества из "Странствий Убийцы"
Хм, а мне казалось, что это еще в первой трилогии произошло - когда Шут случайно выдал людям Регала, где находятся Молли и Неттл :hmm:
02.05.2016 в 13:43

Quite Contrary
Хм, а мне казалось, что это еще в первой трилогии произошло - когда Шут случайно выдал людям Регала, где находятся Молли и Неттл
Но дело в том, что Неттл никогда не попадала в руки врагов, а в пророчестве говорится: "The child of the Catalyst is given into his enemies' hands by one whose love and loyalty are above question". Плюс, меня всегда напрягал тот факт, что о столь незначительном, по сути, эпизоде есть несколько пророчеств - не только самого Шута, но и Белых, которые жили до него (в "Странствиях Убийцы" двое упоминаются по имени, а про остальных говорится, что пророчества менее конкретны, из них ясно только, что Изменяющий будет предан). Тот эпизод с неудавшимся похищением примечателен только тем, что после него Фитц решил отпустить Молли и Неттл, не знать, где они, чтобы не подвергать дальнейшей опасности.